А-10С

К концу лета 2007 г. на вооружении ВВС и авиации Национальной гвардии находилось 356 самолетов А-10А и О/А-10А. Всем им более 20 лет. Значительное количество машин налетало по 8000 — 9000 ч, некоторые вплотную приблизились К назначенному ресурсу в 10 000 ч. Ресурсные испытания показали, что исходное крыло начинает разрушаться при достижении налета в 14 500 ч.

Находящиеся в наилучшем состоянии штурмовики подлежат модернизации. После нее срок эксплуатации машин будет продлен до 2028 г. Для этого проводятся мероприятия по программе MSIP (Multi Stage Improvement Program), результатом которой станут штурмовики, названные А-10С.

Первую фазу, «Хог ап», планируется завершить в 2009 г. На этом этапе предусмотрена дефектация, ремонт и замена, в случае необходимости, компонентов планеров большинства штурмовиков с целью продления ресурса до 16 000 ч. Предусмотрена замена внешних частей крыла на всех машинах и центропланов на 65% самолетов. При этом намерены частично использовать узлы, снимаемые с находящихся на хранении А-10А с небольшим налетом. Увеличение прочности крыла также обеспечивается стальными накладками в центральной части. Предусмотрена частичная замена приборного оборудования кабины двумя многофункциональными индикаторами размером 5 х 5 дюймов, интеграция в комплекс БРЭО подвесных контейнеров целеуказания AN/AAQ-28 «Лайтнинг» И нескольких вариантов контейнеров «Снайпер», увеличение мощности бортовых источников электропитания, интеграция в комплекс БРЭО новой шины данных и обеспечение возможности применения высокоточных боеприпасов JDAM и WCMD.

На втором этапе программы MSIP (он назван «Хог кьюпид») предусмотрено совершенствование бортового оборудования путем интеграции системы предупреждения о ракетных атаках, автоматической системы отстрела тепловых ловушек и уголковых отражателей в случае угрозы, наращивание мощностей бортовых вычислителей, а также замена двигателей Дженерал электрик TF34-1 00 более мощными и экономичными двигателями TF34-1 О 1.

Вопрос о замене двигателей окончательно не решен; скорее всего она не состоится. Планируется оснащение самолетов аппаратурой передачи данных (тип пока не определен, но вероятно будет установлена аппаратура Liпk-16) и единой тактической системой радиосвязи JТRS (Jоiпt Tactical Radio System).

Работы по программе РЕР (Precision Engagement Pгogram) начались в 2000 г. Ее цель — увеличение боевой эффективности штурмовика. Сейчас А-10А не способен применять высокоточное оружие, кроме УР AGM-65 «Мэйверик» с лазерным наведением. Модернизация должна расширить возможности самолета в этом отношении.

В ходе полной модернизации замене подлежат более 90 механических элементов машины и 138 электрокабелеЙ. На доработку первого самолета затратили 4500 человеко-часов, в дальнейшем предполагается снизить этот показатель до 1500. Особенностью программы модернизации является широкое использование систем и устройств (до 95 %), которые уже эксплуатируются на военных и гражданских самолетах. За интеграцию бортового оборудования отвечает фирма «Локхид-Мартин», субподрядчик- «ВАЕ системз».

Первый штурмовик А-1ОС поднялся в воздух на авиабазе Эглин 20 января 2005 г. Всего в программе летных испытаний (включая эксплуатационные) намечено использовать 13 самолетов. Первые два А-1 ОС переделаны из А-1ОА, состоявших на вооружении 46-го тактического авиакрыла.