А-6Е Standard

«Интрудер» и его БРЭО были созданы во второй половине 1950-х гг. За десять лет электроника ушла далеко вперёд и «начинка» А-6А порядком устарела, отстав от уровня таких машин, как А-7 или F-111. В частности, явно требовалась замена недостаточно надёжной системы DIANE.

В июле 1967 г. фирма «Грумман» предложила командованию флота привести самолёт в соответствие с уровнем современной радиоэлектроники, представив проект G-128S. Предложение приняли, новая модификация получила обозначение А-6Е. Планёр и основные пилотажные приборы А-6А намеревались сохранить. Двигатели — два J52-P-8A или J52-P-8B с тягой по 4220 кг. Внедрялись новый цифровой вычислитель AN/ASQ-133 и многорежимный радиолокатор AN/ APQ-147 (стоявшие на А-7 и F-111). Боевые возможности самолёта повышались вооружением его новой ракетой класса «воздух — поверхность» AGM-53A «Кондор» с телевизионной ГСН, предназначенной для поражения малоразмерных целей на расстоянии до 110 км. Вводились система автоматической посадки на палубу ACLS, новая аппаратура связи и опознавания со сдвоенным УКВ-приё-мопередатчиком и система тактической навигации AN/ARN-81. Ещё одной новинкой на А-6Е должна была стать система обнаружения и целеуказания TRAM, которая включала инфракрасную аппаратуру переднего обзора, приёмники лазерного облучения и многорежимную РЛС. Эта система обеспечивала применение ракет «Кондор» и корректируемых бомб «Уоллай» с телевизионными системами наведения, противорадиолокаци-онных ракет «Стандарт ARM» и корректируемых бомб с лазерным наведением.

Внедрялась новая инерциальная навигационная система CAINS, имевшая лучшие показатели по точности, надёжности и эксплуатационной технологичности. У нового БРЭО, устанавливавшегося на А-6Е, вероятность появления отказа в течение двухчасового полёта составляла менее 10%. Этого достигли за счёт внедрения встроенного контроля и автоматической калибровки. Затраты времени на обслуживание систем и агрегатов уменьшились до 28,9 человеко-часа на час полёта. Количество блоков бортового оборудования сократили с 26 до 14, наземного технического персонала стало меньше.

А-6Е имел пять узлов наружной подвески, рассчитанных на 1635 кг каждый. Самолёт мог нести свободнопадающие или корректируемые бомбы калибром от 113 до 907 кг, кассеты для мелких боеприпасов, блоки НАР, управляемые ракеты, в том числе ракеты воздушного боя «Сайдуиндер». Вооружение можно было сочетать с различным количеством подвесных топливных баков. Ядерная бомба типа Мк.28/Мк.Ю4, Мк.43 Или Мк.57/ BDU-11E размещалась на подфюзеляж-ном пилоне, обычно в сочетании с двумя подвесными топливными баками под крылом.

Опытный образец А-6Е, переделанный из А-6А, совершил первый полёт продолжительностью 1,5 часа в Калвертоне 27 февраля 1970 г. На борту находились лётчик Дж. Бюрке и штурман-оператор Дж. Джонсон.

Машины модификации Е практически параллельно выпускались серийным заводом и переделывались из ранее уже побывавших в эксплуатации А-6А. Первый А-6Е, построенный в Калвертоне, передали морской авиации 17 сентября 1971 г. Всего было выпущено 97 новых самолётов типа Е.

Первая же машина, модернизированная из А-6А по программе CLIOP, вышла из цеха 16 апреля 1973 г.

Далее средний темп переделки составлял 36 самолётов в год. Программа доработки А-6А в А-6Е была завершена в начале 1980-х гг. В общей сложности была модернизирована 241 машина.

Первые серии А-6Е, обозначавшиеся Standart, имели неполную комплектацию вышеперечисленным оборудованием. В частности, отсутствовала система TRAM. Недостающее внедрялось поэтапно.