А-6Е TRAM

Лётные испытания первого А-6Е с системой TRAM начались в Калвертоне 22 марта 1974 г. На турели снизу в передней части фюзеляжа установили комплект FLIR, лазерный целеуказатель-дальномер и приёмник лазерного излучения. Система TRAM обеспечивала выполнение боевой задачи в любое время суток при любой погоде. Она могла обнаружить и захватить подсвеченную с другого самолёта или с земли цель на большой дальности с малой высоты. При бреющем полёте аппаратура FLIR обеспечивала совместно с РЛС обнаружение на безопасной дальности даже таких малозаметных препятствий, как провода ЛЭП.

Машину оснастили инерциальной навигационной системой AN/ASN-92 CAINS, новым оборудованием связи, навигации и опознавания, автоматической системой посадки на палубу авианосца. Блок управления вооружением ACU обеспечивал выбор и применение разнообразного оружия при атаке цели. Бортовой видеомагнитофон осуществлял контрольную запись изображения зоны цели.

В кабине штурмовика были установлены три дисплея-индикатора с диагональю 20 см. На приборной панели размещался основной пилотажный прибор — индикатор обстановки в вертикальной плоскости VDI. На него в реальном масштабе времени выводилась информация о рельефе местности на дальности до 16 км по курсу самолёта. Информация представлялась в виде десяти контуров, ограничивающих зоны с различными оттенками серого цвета. Данные о траектории полёта и символы, необходимые для атаки цели, накладывались на изображение местности, что позволяло осуществлять облёт препятствий и следование рельефу местности в ходе нанесения удара.

Микрофильтры предотвращали «засветку» данных на экране индикатора при попадании на него прямых солнечных лучей. На приборной панели штурмана-оператора располагались: в верхней части — экран, на который выводились данные от системы FLIR, а в нижней — индикатор РЛС. После захвата цели РЛС штурман с помощью инфракрасной аппаратуры получал увеличенное изображение цели. После идентификации цели он осуществлял с помощью лазерного целеуказателя-дальномера её подсветку для наведения управляемого вооружения.

Как и на ранних А-6Е, на варианте TRAM вооружение размещалось на пяти узлах подвески. На них монтировались строенные и многозарядные бомбодержатели с принудительным сбросом нагрузки. В состав ракетного вооружения вошли новые управляемые ракеты HARM, противокорабельные AGM-84 «Гарпун» (по четыре штуки) и AGM-65 «Мэверик» (шесть).

А-6Е TRAM оказался весьма эффективен и при применении обычных свобод-нопадающих бомб. При бомбометании с него среднее круговое отклонение составило менее 9,15 м, в то время как на обычных А-6Е оно равнялось 18,3 м.

Но доводка системы затянулась. Поставку подобных машин начали только с декабря 1978 г. Заново построили 69 самолётов, одновременно развернулась доработка ранее выпущенных А-6Е. К маю 1985 г. все имевшиеся штурмовики модификации Е были оборудованы системой TRAM.

В ходе производства А-6Е TRAM получил новую многорежимную РЛС AN/APQ156, обеспечивавшую обнаружение и сопровождение движущихся целей в условиях плохой погоды и полёт в режиме следования рельефу местности.

В режиме картографирования радиус действия этой РЛС составлял 275 км. Почти одновременно внедрили новую БЦВМ AN/ ASQ-155, обрабатывавшую сигналы от РЛС, навигационного, связного и другого оборудования. Она имела лучшие показатели по быстродействию и надёжности, чем прежняя.