«АНТИ КАМУФЛЯЖ»

В период Первой мировой войны итальянские ВВС применяли различные схемы окраски, никем четко не регламентировавшиеся. Встречались самолеты, просто покрытые поверх полотна аэролаком или имевшие камуфляж того или иного типа. В послевоенный период, как и во многих странах, в Италии преобладающей стала серебристая окраска всех поверхностей. В итальянской авиации ее называли «алюминиата» (alumini-ata) — по названию использовавшейся при этом эмали. Металлические листы и панели полировали, покрывая затем прозрачным лаком, а полотно и дерево со всех сторон красили «серебрянкой». Все металлические детали тоже покрывали бесцветным лаком. Межкрыльные стойки, подкосы бипланной коробки и стойки кабана красили в черный цвет. Металлические пропеллеры полировали, деревянные под лаком сохраняли естественный цвет и текстуру. Самолеты при этом выглядели нарядно, а покрытие служило достаточно долго. Разумеется, ни о какой маскировке речь при этом не шла. Если в хмурый день в небе машина еще не очень бросалась в глаза, то при ярком солнце ее сразу выдавали блики. На земле серебристый самолет был хорошо виден с воздуха в любую погоду. И это все несмотря на то, что «алюминиата» была более тусклой, чем аналогичные эмали, применявшиеся в других странах.

Но в условиях труднодоступной местности в колониях, где часто приходилось искать совершившие вынужденные посадки машины, требовалась еще большая заметность. Там применяли «антикамуфляж» (по-итальянски antimimeti-smo). На верхние поверхности крыла и фюзеляжа наносили яркие (обычно черные или красные) полосы по белому фону.

Полосы могли быть продольными (поперек крыла) или диагональными. В обоих случаях ширина полос оставалась неизменной. Но встречался и вариант, при котором на самолете рисовалась «картинка» в виде расходящихся лучей, ширина которых увеличивалась с удалением от центра. Центр при этом располагали в носовой части фюзеляжа.

Впервые нечто подобное применили на разведчиках-бипланах Ro.1, действовавших в Триполитании в 1934 г. Верхнее крыло, покрытое темной оливково-зеле-ной краской, украсили широкими белыми полосами. Позднее «антикамуфляж» широко использовался во время войны с Эфиопией на бомбардировщиках S.81, Са 133 и летающих лодках Z.501.

Кампания в Абиссинии принесла еще одно новшество. Летняя жара раскаляла самолеты, экипаж страдал от зноя. Тогда машины начали красить в тон «светлая слоновая кость — хаки» (kaki avorio chiaro). Он оказался весьма удачным, отражая значительную часть солнечных лучей, и позволял привести условия обитания в кабине в приемлемые рамки. Эту краску потом долго использовали и в Северной, и в Восточной Африке.