«БАРОГАН»

Помимо совершенствования серийного истребителя конструкторы AMD занимались созданием его специализированных модификаций. В начале 1950-х гг. в странах НАТО активно обсуждалась проблема «выживания» авиации в условиях современной войны, в том числе с применением ракетно-ядерного оружия. Одним из наилучших способов спасти технику от массированных ударов противника считалось ее рассредоточение по большому количеству небольших площадок. Но тут возникала проблема обеспечения действий самолетов фронтовой авиации с плохо подготовленных взлетно-посадочных полос или вообще с грунтовых аэродромов. Подходы к решению этой задачи у конструкторов были самые разнообразные. Проектировали самолеты, взлетающие с катапульты или пусковой установки по типу крылатых ракет. Использовали твердотопливные или жидкостные ракетные ускорители, сбрасываемые после взлета. Опытный французский самолет SNCASE «Бару-дер» взлетал со стартовой ракетной тележки и садился на металлическую лыжу. Более простым решением проблемы казалось создание модификаций серийных самолетов путем переделки их взлетно-посадочных устройств для работы со слабых покрытий, путем снижения удельного давления на него. При этом увеличивали число колес в тележках шасси или переходили к колесам большего размера. По подобному пути пошла и фирма «Дассо». С 1954 по 1955 г. были переоборудованы под новое шасси четыре серийных «урагана» (с заводскими № 140, 336, 223 и 225). Эти самолеты получили новое обозначение—«Бароган» (Barougan).

Первым подвергся переделке серийный «Ураган» № 140.

Вместо одинарных колес основные стойки шасси оснастили тележками со спаренными колесами. Давление в них было ниже, чем ранее. Между колесами в тележке устанавливалась небольшая посадочная лыжа. В результате удалось значительно снизить удельное давление на полосу. Конструкцию ниш шасси в центроплане, куда убирались колеса основных стоек, доработали под новые тележки. Первоначально у «Барогана» ниши выполнялись открытыми, затем ввели специальные профилированные выпуклые щитки, закрывавшие тележки в убранном положении в полете. Для уменьшения длины пробега на посадке предусматривалась установка тормозного парашюта, который, однако, не смонтировали.

Геометрические размеры «Барогана» полностью соответствовали базовому «Урагану», взлетная масса поднялась до 6950 кг, число М было ограничено значением 0,785.

Самолет совершил первый полет 24 февраля 1954 г.; его пилотировал П. Бодье. Летные данные остались примерно теми же, что и у серийного истребителя. Лишь снизилась скороподъемность: 6000 м самолет теперь набирал за 10 мин 20 с. 31 августа того же года, находясь в военном испытательном центре СЕАМ, он потерпел катастрофу. Летчик лейтенант Туранге погиб.

Второй «Бароган» переоборудовали из серийного «Урагана» № 336 летом 1954 г. В отличие от первого экземпляра на нем уже был установлен тормозной парашют. После испытательных полетов и последующей доводки эта машина проходила войсковые испытания в боевой обстановке в Алжире, где она неплохо себя зарекомендовала в ходе операций против местных повстанцев.

Позже ее использовали для различных экспериментов в СЕАМ до 1960 г.

В 1955 г. в «бароганы» модифицировали еще два «урагана» с номерами 223 и 225, которые также прошли большой объем испытаний. По их результатам военные приняли решение переделать в «бароганы» 50 серийных истребителей. Но в 1957 г. от этого отказались из-за недостаточного финансирования.