БЕСПИЛОТНАЯ МИШЕНЬ QB-47E.

БЕСПИЛОТНАЯ МИШЕНЬ QB-47E.

Беспилотную мишень QB-47E создали специалисты фирм «Локхид-Мариет-та» и «Сперри джироскоп» для отработки зенитной ракеты IM-99 «Бомарк». Эта мишень имела размеры, близкие к размерам реальных бомбардировщиков противника, сходные с ними лётные данные, несла набор средств РЭБ и оснащалась системой радиоуправления, сопряжённой с автопилотом и навигационной системой. При этом пилотские места были сохранены, что позволяло перегонять машину с помощью экипажа. Система радиоуправления AN/ ARW-65 позволяла передавать 46 команд, проконтролировать выполнение 16 из них и располагала 28 мультиплексными каналами управления (например, отклонением рулей). Управлять мишенью можно было с земли или с борта другого самолёта. С самого начала она задумывалась как многоразовая — разработчики сомневались в возможности прямого попадания ракеты в самолёт.

Точность наведения зенитных ракет в то время была небольшой, а поражение цели обеспечивалось подрывом боевой части от неконтактного радиовзрывателя при прохождении ракеты вблизи объекта. Для контроля прохождения ракеты на QB-47E имелись 12 кинокамер в двух контейнерах под крыльями, обеспечивавшими круговую съёмку в радиусе 360 — 460 м. При приближении ракеты аппаратура улавливала сигналы её радиовзрывателя и включала камеры. Срабатывание взрывателя (конечно, ракета не имела боевой части) фиксировалось на земле, а последующий просмотр плёнок позволял определить, на каком расстоянии от мишени в этот момент находилась ракета. На основании этого делался вывод о поражении цели. При такой организации стрельб мишень стоимостью 1,9 млн. долл. могла использоваться многократно.

БЕСПИЛОТНАЯ МИШЕНЬ QB-47E.

Для посадки машина оборудовалась выдвижным гаком, которым цеплялась за посадочный трос на полосе. На случай потери управления на самолёт устанавливался заряд взрывчатки, подрывавшийся по радиосигналу.

После взлёта управление мишенью передавалось самолёту наведения, который выводил QB-47E на полигон, где предполагались стрельбы. Там управление брали на себя наземные операторы. После выполнения программы мишень выводили к границам полигона, где управление вновь брал самолёт наведения, а далее — в обратном порядке.

Всего построили два опытных образца QB-47E и 12 серийных машин. В процессе эксплуатации их количество постоянно сокращалось. Во время тренировок на базе Эглин канадский 447-й ракетный дивизион по ошибке запустил по QB-47E боевую ракету. Она взорвалась, мишень упала в океан. В дальнейшем большинство мишеней тоже были сбиты.

Две оставшиеся машины переоборудовали в вариант JQB-47E для испытания ракет AIM-47, предназначавшихся для создававшегося тогда сверхзвукового перехватчика YF-12A. 25 апреля 1966 г. первый и третий экземпляры YF-12A перелетели на базу Эглин. В тот же день лётчик Дж. Ис-там запустил ракету AIM-47 без боевой части по мишени JQB-47E, шедшей на высоте 18 300 м. Точность попадания оказалась такова, что ракета чиркнула по передней кромке стабилизатора. Несмотря на повреждение, мишень удалось посадить на аэродром. Однако 21 сентября она все равно была сбита другим YF-12A.