БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В КИТАЕ И КОРЕЕ.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В КИТАЕ И КОРЕЕ.

Советским истребителям приходилось вести воздушные бои не только над своей территорией. Пока с помощью советников из СССР готовились первые кадры для ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК), прикрытие прибрежных районов этой страны взяли на себя советские летчики и зенитчики. На острове Тайвань расположились остатки вооруженных сил Чан Кайши, поддерживаемые американцами. Оттуда они через пролив угрожали материку. Чанкайшистская авиация совершала разведывательные полеты, а иногда и бомбила прибрежные города.

В конце февраля 1950 г. в район Шанхая прибыли первые подразделения 106-й иад ПВО, в которую входил 351-й иап. Полком командовал Герой Советского Союза подполковник В.Н. Макаров. Эта часть ранее базировалась в Дальнем, недалеко от Порт-Артура, где тогда имелась советская военно-морская база. Перед отправкой полк доукомплектовали опытными летчиками из других частей. 351-й иап располагал 40 истребителями Ла-11 и одним учебным двухместным УТИЛа-9.

7 марта полк тремя группами в сопровождении бомбардировщиков Ту-2 в качестве лидеров перелетел на китайский аэродром Сюйчжоу. Но долетели не все. Один истребитель потерпел аварию на взлете, сломав стойку шасси и погнув винт. У второго отказал мотор над Ляотешанским заливом; лейтенант Макеев дотянул до берега, но погиб при вынужденной посадке. Третий Ла-11 скапотировал на полосе в Сюйчжоу, однако повреждения были небольшими. У четвертой машины на посадке сложилась одна из стоек шасси.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В КИТАЕ И КОРЕЕ.

Уже на следующий день полк приступил к прикрытию железнодорожной станции и соседнего аэродрома, где собирали реактивные истребители МиГ-15 29-го гв. иап. Ла-11 с китайскими опознавательными знаками вылетали на патрулирование парами и звеньями.

13 марта 1950 г. звено старшего лейтенанта В.Д. Сидорова сбило чанкай-шистский двухмоторный разведчик В-25, упавший в 50 км юго-восточнее Сюйчжоу. Сидоров и еще один участник боя, лейтенант С.А. Попов, были награждены орденами боевого Красного Знамени. На следующий день другое звено перехватило еще один В-25. Его атаковал ведущий, старший лейтенант П. Ф. Душин. Гоминьданов-ский самолет сел на «брюхо» в 5 км от аэродрома. Один из членов экипажа погиб, остальных взяли в плен. Интересно, что потерю этой машины подтверждают и тайваньские источники. Это был В-25 из 12-й разведывательной эскадрильи, отправленный сфотографировать объекты близ Нанкина.

Во второй половине марта две эскадрильи перевели под Шанхай, на который совершала налеты гоминьда-новская авиация. 20 марта два Ла-11 вступили в бой с тремя «мустангами», сопровождавшими бомбардировщик В-25, но не добились результатов. Однако в рапорте о происшествии было записано, что «самолеты Ла-11 имеют преимущество над самолетами «Мустанг» в вертикальном и горизонтальном маневре…» То, что это действительно так, подтвердили события 4 апреля. В этот день в групповом воздушном бою командир 1-й эскадрильи капитан

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В КИТАЕ И КОРЕЕ.

Н.Н. Гужов сбил два чанкайшистских «мустанга», за это был удостоен ордена Ленина.

С июля 1950 г. 351-й иап сняли с боевого дежурства и стали использовать как учебную часть для подготовки китайских пилотов на Ла-11. За два месяца наши летчики подготовили себе смену. Сдав самолеты 7-му (по другим данным — 10-му) истребительному полку ВВС НОАК, наш личный состав поездом направился в Дайрен. 20 октября 351-й иап возвратился на советскую базу в Дальнем, где получил новый комплект истребителей, по виду практически точно таких же. Передышка продолжалась до конца весны 1951 г.

В Корее шла война. Ла-11 собирались использовать как ночные перехватчики. Самолет мог взлетать и садиться в темноте, имел значительную продолжительность полета, мощное вооружение и приличное, по советским меркам, навигационное оборудование. На борту не было только никаких средств для поиска воздушного противника при отсутствии видимости. Можно было полагаться лишь на опыт офицера наведения, располагавшего информацией от наземных РЛС.

13 июня 1951 г. 351-й иап, командиром которого стал подполковник И.А. Ефимов, перелетел в Аншань в Северном Китае. Через две недели полк включился в боевую работу по отражению налетов американских бомбардировщиков на города и промышленные объекты Северной Кореи. Базовый аэродром находился примерно в 200 км от реки Ялу, вдоль которой размечались зоны патрулирования. Общая продолжительность полета получалась четыре-пять часов, включая около двух часов патрулирования.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В КИТАЕ И КОРЕЕ.

Первую победу в Корее 12 октября 1951 г. одержал начальник воздушно-стрелковой подготовки полка капитан М. Симко, сбивший двухмоторный бомбардировщик В-26 «Инвей-дер». Спустя девять дней он подбил еще один В-26, но тот сумел выйти из боя. 16 ноября командир 2-й эскадрильи капитан П.Ф. Душин сбил второй «Инвейдер». Трудностей в бою с этим ветераном Второй мировой войны не было. Куда сложнее оказалось перехватывать четырехмоторные В-29 «Суперфортресс» («Сверхкрепость»), появившиеся в небе Кореи в ноябре 1951 г. Эти машины имели турбонагнетатели на моторах и весьма совершенное оборонительное вооружение; экипаж В-29 располагался в гермокабинах.

Обычно «Сверхкрепости» летали на бомбардировку на высотах около 10 000 м. Для набора этой высоты Ла-11 требовалось 26 минут. Преимущество в скорости на этой высоте близ практического потолка у Ла-11 оказывалось небольшим и не превышало 20 км/ч. Согласитесь, что шансов у перехватчика было немного. К тому же, получив информацию о преследовании, американские пилоты, разгоняясь с пологим пикированием, легко уходили в сторону моря. Летчикам Ла-11 так и не удалось одержать ни одной победы над В-29, но две «сверхкрепости» они все же повредили.

В начале 1952 г. в 351-м иап имелось по одной эскадрилье на МиГ-15 и на Ла-11. Оставшиеся 12 поршневых истребителей провоевали в составе полка до лета следующего года. По-прежнему их главными противниками были «инвейдеры». Так, 15 мая 1952 г. летчик Курганов перехватил и уничтожил В-26. Этот факт признают и американцы. По их данным, это был ночной разведчик RB-26 из 67-го крыла тактической разведки; его экипаж погиб. Всего с ноября 1951 по январь 1953 г. летчики 351-го иап совершили 688 самолето-вылетов, провели 19 воздушных боев и сбили четыре бомбардировщика В-26.