БОРТОВЫЕ НОМЕРА И ТАКТИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

В 1941 г. самолеты, принявшие первый удар Люфтваффе, кроме звезд в большинстве своем имели только бортовые номера на вертикальном оперении. Номера были одно- или двузначными, они наносились в строевых частях. Цвет их мог быть красным, черным, белым, синим или желтым, и обозначал принадлежность к полку или эскадрилье.

С началом войны бортовые номера на большинстве истребителей стали наносить прямо на заводах. Числа брались из части заводского номера, обозначавшей номер самолета в серии. Цвет обычно был белым. В первые годы войны шрифт цифр походил на рукописный, позднее его стандартизировали, сделали более строгим, ввели черную, красную или синюю окантовку. Как правило, номера не менялись до конца службы самолета. Однако иногда их в мастях закрашивали и наносили новые. Причины могли быть разными: индивидуальная «привязанность» пилота к определенному числу, одинаковые номера разных самолетов и прочее. Например, самолеты Як-96 168-го иап, построенные на средства москвичей, уже в день вручения (13 июня 1944 г.) несли номера от 1 до 12 и надпись «Москва». Машины были закреплены за пилотами, и при потере машины на новом самолете летчика появлялся «его» номер.

На бомбардировщиках номера обычно наносились в авиачастях. В 1943 г. Пе-8 890-го апдд имели голубые номера от 1 до 15. Машины первой эскадрильи несли номера с 1-го по 5-й, второй — с 6-го по 10-й и третьей — с 11-го по 15-й.

Для взаимодействия летчиков в бою необходимо быстро и безошибочно определить, где самолет командира, где ведомый и кто это заходит тебе в хвост…

Для этого начали окрашивать в разные цвета коки, капоты, рули направления, верхние части килей (так называемые «пилотки»), а также рисовать полосы на вертикальном оперении, фюзеляжах и плоскостях самолетов. Иногда применяли и специальные эмблемы. Все эти знаки показывали принадлежность машины к конкретной эскадрилье, полку или дивизии. Использовались краски красного, белого, голубого и желтого цветов, в том числе предназначавшиеся для окраски внутренних поверхностей.

Единой системы тактических обозначений в советских ВВС не существовало. Пользы от нее было бы меньше, чем вреда. Такая система стала бы слишком сложной для восприятия пилотами в бою и, в то же время, могла быть расшифрована противником. Но и анархия в этом вопросе не допускалась. Обычно обозначения утверждались приказом вышестоящего командира.

Несколько примеров. Истребители 3-го иак несли на носовой части фюзеляжа эмблему в виде крыла со звездой и мечом, разрубающим свастику. Самолеты 813-го иап обозначались белой поперечной полосой вокруг фюзеляжа сразу за кабиной, 156-го иап — чередующимися красными и серебристыми полосами на руле поворота; оба полка входили в 8-й иак генерал-лейтенанта А.С. Осипенко. На Ла-5ФН и Ла-7 790-го иап в качестве обозначения полка на капоты наносились белые шевроны, направленные острием вперед. Самолеты 828-го шап (входившего в 260-ю шад) имели окрашенные белой краской нижние части капотов.

Часто для обозначения принадлежности самолета к эскадрилье использовалась окраска коков винтов.

Обычно, первая эскадрилья имела красные коки, вторая — голубые, третья — желтые. Использование в тактических обозначениях. в первую очередь, красного цвета, вероятно, имело идеологическую подоплеку. Желтая краска применялась реже всего: на советско-германском фронте этот цвет для своих машин использовали Люфтваффе.

Иногда введение тактических обозначений обуславливалось вполне конкретными причинами. В 1944 г. один полк из 1-й гв. шад обвинили в нанесении удара по своим войскам. Как оказалось впоследствии, виноваты в этом были летчики другой дивизии. Чтобы избежать подобного в дальнейшем, командир дивизии С.Д. Прутков приказал нанести на самолеты всех полков своего соединения белые полосы шириной около 1 м. Полосы наносились на обе плоскости сверху и снизу, примерно на половине размаха крыла. С такими полосами Ил-2 1-й гв. шад летали до конца войны.

Весной 1943 г., потеряв ориентировку, лидирующий Пе-2 завел группу Як-1 вместо Ростова в Таганрог, занятый немцами. Противнику удалось захватить один советский истребитель. Приказ уничтожить «як» на аэродроме Таганрога получил А.И. Покрышкин, однако найти самолет ему не удалось. А 5 мая Покрышкин неожиданно подвергся атаке истребителя Як-1. Решили, что немцы используют ту самую трофейную машину. Необходимо было сбить замаскированного врага, но при этом не принять своего за чужого. Приказом по 4-й воздушной армии на всех ее «яках» на фюзеляжи у хвоста нанесли две черные полосы. Всем истребителям фронта отдали приказ: в случае обнаружения машины без таких знаков доложить на командный пункт и уничтожить.

Як-1 без полос был сбит эскадрильей майора И.В. Шмелева из 4-го иап в районе Геленджика.

Изображение знаков «Гвардия» являлось обычным для большинства гвардейских частей. По такому рисунку трудно определить номер полка или дивизии. Более информативно, с этой точки зрения — использование в качестве тактических обозначений изображение орденов. Например, в конце войны на Як-9 151-го гв. иап за кабиной наносились изображения двух орденов Красного Знамени и ордена Отечественной войны. Но такие «картины» на фотографии одиночного самолета легко принять за индивидуальную эмблему пилота.