БРИЛИАНТЫ БРИТАНСКОЙ КОРОНЫ

После окончания Первой мировой войны страны-победительницы, и в первую очередь Англия и США, постарались сделать все возможное, чтобы в будущем избежать повторения аналогичных военных конфликтов. Для этого ими использовался такой инструмент, как ограничение гонки вооружений всех видов. Наиболее значительными достижениями в этой области стали Лондонское и Вашингтонское морские соглашения, определявшие лимиты тоннажа и предельные тактические характеристики боевых кораблей основных классов. Сторонники прекращения гонки вооружений призывали все страны подписать аналогичные документы и в области авиации, объявлявшие тяжелые бомбардировщики орудием агрессии, направленным, прежде всего, против мирного населения. В документах Вашингтонской конференции по ограничению вооружений 1922 года удалось даже зафиксировать положение, в котором «запрещается бомбардировка с воздуха с целью запугивания мирных жителей, разрушения, повреждения частной собственности невоенного характера или нанесения увечий гражданским лицам».

Великобритания, учитывая слабость авиации вероятных противников (Германии после войны вообще запрещалось иметь военную авиацию) и сложную послевоенную экономическую ситуацию, развитию бомбардировочной авиации не уделяла достаточно внимания. До 1924 года англичане не выпустили ни одного нового бомбардировщика, поскольку работы над ними велись чрезвычайно низкими темпами. В частности, нормальным для среднего бомбардировщика считался период с начала проектирования до поступления его на вооружение строевых частей в семь лет, а для тяжелого—в восемь.

В результате по истечении такого срока они, как правило, успевали устареть. Таким образом, к началу 1930-х годов лучшим английским бомбардировщиком считался биплан Heyford III, скорость которого не превышала 220 км/ч, а бомбовая нагрузка 700 кг.

К середине 1930-х годов бомбардировщики, состоящие на вооружении боевых подразделений RAF (Royal Air Force—Королевские военно-воздушные силы Великобритании), безнадежно устарели. Так, восемь бомбардировочных эскадрилий (Squadron) были оснащены самолетами H.P.Heyford, три все еще имели Vickers Virginia и только одна эскадрилья (38-th Squadron) имела более современные бомбардировщики-монопланы Fairey Hendon. Однако конструкция последних была не цельнометаллической, а смешанной.

К радикальной модернизации своей авиации Англия приступила только в 1934 году, после прихода в 1933 году к власти в Германии Адольфа Гитлера и последующего возрождения Люфтваффе.

По выданным в том же 1934 году техническим требованиям фирма Sir W.G.Armstrong, Whitworth Aircraft создала двухмоторный бомбардировщик A.W.Whitley, совершивший свой первый полет весной 1936 года. Фирма Handley Page летом 1936 года начала испытания двухмоторного бомбардировщика Hampden, a Vickers спроектировала и построила двухмоторный Wellington.

22 мая 1935 года по настоянию Кабинета министров была принята программа строительства военно-воздушных сил Англии, а менее чем через год, в феврале 1936 года, новый расширенный план, в соответствии с которым количество эскадрилий в военно-воздушных силах Великобритании к марту 1939 года предполагалось довести до 124 и количество самолетов в них—до 1736.

Кроме того, на 10 эскадрилий должны были увеличиться заморские ВВС и на 10—военно-морская авиация.

На создание резервного самолетного парка выделялось 50 млн. фунтов стерлингов. Согласно этому плану в военно-воздушных силах метрополии увеличивалось количество эскадрилий, предназначенных для взаимодействия с армией, и значительно повышалась ударная мощь авиации в результате замены легких бомбардировщиков средними.

В связи с тем, что существующие авиационные фирмы были не в состоянии выпускать необходимое количество самолетов для резерва (численность его по новому плану должна была составить 225 процентов от количества самолетов, находящихся в строю), незадолго перед началом Второй мировой войны запустили законсервированные ранее авиационные заводы.

В 1936 году также отменили старую структуру военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, а вместо нее приняли новую, в основе которой лежал принцип разделения и целевого предназначения различных родов авиации. В стране были созданы Бомбардировочное командование, Истребительное командование, Береговое командование, а также Командование обслуживания и обеспечения. В 1943 году к ним добавилось и Транспортное авиакомандование.

В 1937 году появились оперативные планы применения авиации, которые Носовая часть фюзеляжа Stirling Mk.IV подразделялись на три категории: взаимодействие с военно-морским флотом, с наземными войсками и, наконец, проведение самостоятельных воздушных операций по нанесению мощных ударов авиации по основным аэродромам, военным складам и промышленным объектам противника.

Один из сборников планов воздушных операций получил название «Западные планы ВВС». Так, например, «Западный план №5» предусматривал удары по промышленному району Рура и уничтожение 19 электростанций и 26 коксовых заводов с целью нарушения работы военной промышленности Германии. Предусматривалось выполнить за две недели 3000 самолето-вылетов, потеряв при этом 179 бомбардировщиков, в результате ожидалось, что военная промышленность Германии будет парализована.

Для решения таких задач при перевооружении английских ВВС предполагалось оснащение их тяжелыми бомбардировщиками. После продолжительных дискуссий по поводу того, каким же должен быть будущий британский бомбардировщик, министерство авиации (Air Ministry) в 1936 году выпустило технические требования В.12/36 на тяжелый четырехмоторный бомбардировщик и В.13/36 — на двухмоторный средний бомбардировщик.

Технические требования В.12/36 предписывали наряду с самостоятельным взлетом самолета разбег с применением катапульты (для повышения дальности и увеличения бомбовой нагрузки). При нормальных условиях взлета самолет должен был преодолевать 2400 км с грузом бомб 906 кг, а с использованием катапульты — 3200 км с 3642 кг бомб и 4800 км с 3624 кг бомб (при полете на крейсерской скорости). Максимальная взлетная масса бомбардировщика планировалась в 16 308 кг, крейсерская скорость— 368 км/час и потолок—8540 м. Самой крупной бомбой, которую мог нести новый бомбардировщик, должна была стать бронебойная бомба массой 2000 фунтов (903 кг), а стандартными являлись боеприпасы по 113 кг и 226 кг.

Взлетная дистанция составляла 640 м (457 м с помощью катапульты), причем в это расстояние включался не только разбег, но и набор высоты в 15 м.

Требование использовать катапульту для облегчения взлета такого крупного самолета объясняется тем, что в 1930-х годах аэродромы RAF имели небольшие, покрытые травой взлетные полосы, и ожидалось, что это может создать большие проблемы для действий тяжелых бомбардировщиков. Даже при том, что расширение летных полей RAF являлось совершенно необходимым и правительством были выделены крупные суммы для закупки необходимой для этого земли, увеличение площадей аэродромов было сопряжено с многочисленными трудностями: чиновники не хотели тратить на это значительные средства, а землевладельцы, в свою очередь, протестовали против строительства аэродромов, отстаивая свои права на землю.

В технических требованиях к новым бомбардировщикам присутствовало условие, в соответствии с которым машины можно было бы закатывать в ворота старых стандартных ангаров шириной 30,5 м. В дальнейшем это условие стало причиной создания самолетов с низким аэродинамическим качеством из-за невозможности обеспечения необходимого удлинения крыла.

Спецификация В13/36 на средний двухмоторный бомбардировщик массой до 20 т предусматривала возможность доставки бомбовой нагрузки в 1360 кг на расстояние в 3200 км со скоростью 440 км/час на высоте 4500 м. Практический потолок бомбардировщика предполагался в 8534 м, а в случае отказа одного двигателя он должен был удерживать высоту не менее 3000 м.

Максимальная бомбовая нагрузка — 3632 кг, кроме обычных бомб в номенклатуре вооружения состояли и морские торпеды. Длина их в то время составляла 5,8 м, так что на самолете пришлось бы проектировать бомбоотсек соответствующих размеров. В спецификации отмечалась также возможность сброса бомб с пикирования при угле до 60 градусов—это повышало безопасность боевой работы бомбардировщика и увеличивало точность бомбометания. Безопасность экипажа обеспечивало также местное бронирование самолета. В качестве оборонительного вооружения предусматривались турельные пулеметные установки с сервоприводами.

Как и в спецификации В. 12/36, для среднего бомбардировщика выдвигалось требование о повышении дальности и бомбовой нагрузки при запуске его с помощью паровой катапульты.

Интересным технологическим требованием спецификации стало условие сборки фюзеляжа нового бомбардировщика из отдельных взаимозаменяемых секций длиной не более 7,62 м. Предполагалось, что их можно будет доставлять автотранспортом на аэродромы для замены секций у тяжело поврежденных самолетов, не отправляя те на заводы.

В августе 1936 года к участию в тендере на разработку новых бомбардировщиков по спецификациям В.12/36 и В.13/36 были приглашены все ведущие британские авиастроительные фирмы. И как результат—в 1940-1941 годах на вооружение поступили три типа самолетов, составивших основу мощи Бомбардировочного командования — Short Stirling, Handley Page Halifax и, наконец, Avro Lancaster.