10. ЦВЕТОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, УПРОЩАЮЩИЕ РАСПОЗНАВАНИЕ


Для того чтобы отличить свои самолёты от чужих, японцы, кроме опознавательных знаков, применяли яркую окраску отдельных элементов конструкции или их частей. По-видимому, после «шанхайского конфликта» 1931 — 1932 гг. для всех типов палубных самолётов сделали нормой ярко-красное оперение. В этот цвет красили полностью вертикальное и горизонтальное оперение, а иногда и участок хвостовой части фюзеляжа. Так, на истребителях A2N1, бомбардировщиках B3Y1, D1A1, D1A2 фюзеляж не окрашивали, а на В2М2 не красили и корневую часть киля. А вот на истребителях А5М красный цвет имела и хвостовая часть фюзеляжа у оперения. Линия раздела цветов выполнялась наклонной, так что передняя кромка киля у них оставалась серебристой. Иногда на горизонтальном оперении по красному фону наносили набор тонких линий-лучей, условно расходившихся от кабины и шедших через равные углы. Они служили для визуального определения сноса. При «китайской» схеме камуфляжа лучи имели белый цвет.
С ноября 1940 г. машины палубной авиации выделялись также горизонтальнои красной полосой, проходившей через центр «хиномару». Однако вскоре отменили и полосу, и красный цвет оперения.
С 1943 г. на боевых самолётах с новой зелёной окраской, так же, как в ВВС армии, переднюю кромку крыла от корня и примерно до середины размаха сделали жёлто-оранжевой. У бипланов это касалось и верхнего, и нижнего крыла. В начале 1945 г. после смены типа окраски у учебных машин жёлтые полосы появились и на них.