ДВИГАТЕЛИ.

ДВИГАТЕЛИ.

На создание ПМД Р27В-300 ОКБ С.К. Туманского выделили менее двух лет. За такой срок разработать новый двигатель невозможно. Поэтому, как и в случае с Р27-300, Туманский использовал в качестве прототипа уже существовавший в металле двигатель — ТРДФ Р27Ф2-300, использовавшийся на истребителе МиГ-23.

Одной из главных задач стало обеспечение высокой газодинамической устойчивости компрессора, что позволяло эксплуатировать ГТД в экстремальных условиях по уровню неравномерности температур и пульсаций воздушного потока на входе в воздухозаборник, включая режимы применения бортового оружия. Двигатель имел два сопла с поворотными насадками, позволявшими изменять направление вектора тяги. Насадки разворачивались гидроприводом. Впервые в качестве рабочего тела гидросистемы применили реактивное топливо — керосин. Управление поворотом сопел осуществляла электронная система, которую Туманский предпочел традиционным механическим регуляторам. Летчик имел возможность зафиксировать сопла в любом промежуточном положении.

ПМД Р27В-300 был успешно испытан и запущен в серийное производство. Позже появилась его модификация Р28В-300. Производились эти двигатели с 1974 по 1991 г.

Подъемные ТРД РД36-35ФВ и РД36-35ФВР были разработаны в 1969 г. в Рыбинском КБМ под руководством П.А. Колесова. Взлетная тяга двигателя — 2900 кг (РД36-35БФ) и 3050 кг (РД36-35БФР). Запуск на земле производился при раскрутке ротора воздухом, отбираемым от маршевого двигателя, а в полете — при авторотации. Эти двигатели выпускались в Рыбинске с 1972 по 1989 г. В 1985 г. на базе РД36-35БФР создали ПД РД-38 с двухпозиционным отклоняемым соплом и взлетной тягой 3250 кг. Он серийно производился до 1989 г.