ДВУХМЕСТНЫЙ А-10В

Упрощенный состав оборудования не позволял использовать А-1 ОА ночью и в сложных метеоусловиях. Опыт первых лет эксплуатации штурмовиков в Европе выявил настоятельную необходимость усовершенствования бортового оборудования. Исходно в конструкцию самолета была заложена возможность постройки двухместного варианта. Ее решили использовать для создания всепогодного штурмовика А-1 ОВ.

Первый экземпляр УА-10А в 1978 г. вернули фирме «Фэрчайлд» для переделки в двухместный всепогодный вариант УА-1 0В N/AW (NightlAdverse Weather). Во второй кабине установили полный комплект приборов и органов управления. Для сохранения путевой устойчивости, которая ухудшилась после оборудования второй кабины, вертикальное оперение увеличили по высоте на 51 см.

Чтобы расширить спектр выполняемых задач для А-10В разработали два типа подвесных контейнеров. Первый из них, размещавшийся под крылом, предназначался для радиолокатора WX-50. РЛС работала в трех основных режимах: картографирования местности, огибания рельефа и тактической атаки. Второй подвешивался на центральном подфю-зеляжном пилоне и содержал инфракрасную обзорно-прицельную систему Тексас Инструментс АN/МR-42 в сочетании с лазерным целеуказателем Ферранти-105.

Вместо системы «Пэйв Пенни» стояла низкоуровневая телевизионная система LLTV (Low Light Television). В состав бортового оборудования включили более точную ИНС Литтон LN-39 и новый на-шлемный дисплей фирмы «Кайзер электроникс». Для отображения информации от новых систем в задней кабине установили два индикатора на электроннолучевых трубках.

Доработанный самолет выполнил первый полет 4 мая 1979 г., вслед за этим немедленно началась интенсивная программа летных испытаний.

К 1982 г. единственный УА-10В выполнил более 300 полетов, в которых была продемонстрирована высокая эффективность поражения целей в условиях ограниченной видимости. В войска этот самолет планировали поставлять в конце 1983 г. Обходилась такая машина на миллион долларов дороже, чем обычный А-10А.

На серийных А-1 ОВ фирма предполагала установить РЛС и оптические обзорно-прицельные системы не в контейнерах, а в обтекателях, систему же LLTV для улучшения обзора — в носке крыла. Лучший обзор из кабины призваны были обеспечить беспереплетные фонарь и козырек кабины. Оба члена экипажа прикрывались с бортов титановой броней.

Несмотря на успешные испытания, ВВС не проявили энтузиазма в отношении А-10В. Предпочтение отдавалось более дешевым альтернативным вариантам вроде установки на А-10А системы LANTIRN (Low Altitude Nаvigаtiоп Тагgеtiпg Iпfга Red foг Night). Она размещалась в двух контейнерах: один содержал РЛС, а второй — инфракрасную обзорно-прицельную станцию, причем обе составляющих системы были лучше установленных на А-10В. Главным же достоинством LANТlRN являлась совместимость с разными типами самолетов -F-15, F-16, А-1 ОА, что обеспечивало большую гибкость использования. К тому же для работы с этой системой не требовался второй член экипажа.

Фирма пыталась продать двухместный А-10В как учебно-тренировочную машину. В 1981 г. ВВС вроде бы согласились заказать 30 таких самолетов, но конгресс заблокировал уже почти подписанный контракт. «Фэрчайлд-Рипаблик» предлагала самолет странам Тихоокеанского региона в качестве носителя противокорабельных ракет «Гарпун» или «Экзосе», но и эта попытка успеха не имела.

Для использования в качестве ударной машины скорость «Тандерболта» была маловата. Правда, еще в 1976 г. фирма на одной из выставок демонстрировала модель штурмовика с удлиненными гондолами меньшего диаметра под двигатели J101 или RB.199. 3амена мотоустановки могла дать при рост скорости порядка 90 км/ч. Но такой «навар» посчитали недостаточным.

Все работы по двухместному варианту А-10 свернули.