ЕА-6В «ПРАУЛЕР»

Во второй половине 1960-х гг. Фирма «Грумман» разработала и запустила в серию новую модификацию самолёта РЭП — ЕА-6В. Контракт на её создание она получила в 1966 г. Принципиальным отличием ЕА-6В от ЕА-6А стала удлинённая на 1,02 м носовая часть фюзеляжа, где размещались четыре члена экипажа. Ещё два человека должны были управлять усовершенствованным оборудованием РЭП. Основной задачей ЕА-6В считалась защита надводных кораблей и самолётов постановкой помех РЛС и системам связи противника, а также защита от противокорабельных ракет.

ЕА-6В имел некоторые общие черты с EF-111A «Рэйвен», предназначенным для ВВС и поступившим на вооружение немного позднее. Выступающий обтекатель на киле, в котором находились приёмные устройства системы разведки, обеспечивавшие обнаружение РЛС противника на большой дальности, выполнялся аналогичным для обоих типов самолётов. Кроме того, оба оснащались тактической системой РЭП AN/ ALQ-99, как основной. ЕА-6В имел меньшую степень автоматизации по сравнению с «Рэйвеном», который хоть и был крупнее, но нёс экипаж всего из двух человек.

ЕА-6В при своём появлении превосходил по эффективности в три-пять раз любой другой самолёт РЭП, имевшийся в США, и во много раз — машины аналогичного назначения других стран. Во время лётных испытаний была доказана его способность оказывать противодействие захваченным на Ближнем Востоке советским радиолокаторам, в том числе РЛС поиска и сопровождения ЗРК С-75. В ходе доводки оборудования его дополнили аппаратурой, действовавшей в неперекрывавшихся ранее диапазонах частот.

К нему относились передатчики, работавшие в высокочастотной части сантиметрового диапазона и на некоторых участках дециметрового, а также аналоговые и цифровые самописцы. Теперь стало возможным создание помех нескольким источникам электромагнитного излучения с помощью одного передатчика.

Установка дополнительного оборудования массой около 900 кг оказалась возможной, поскольку конструкторы в расчёте на дальнейшее развитие комплекса РЭП оставили в самолёте почти полкубометра пустого пространства. Общая масса БРЭО, находившегося внутри самолёта, достигла 3600 кг, кроме того, в каждом из контейнеров, подвешиваемых на четырёх подкрыльных пилонах и по оси фюзеляжа, можно было разместить дополнительное оборудование (по 427 кг в каждом). ЕА-6В по сравнению с ЕА-6А имел более прочную конструкцию, рассчитанную на длительные полёты на небольших высотах. По лётным характеристикам он примерно соответствовал штурмовику А-6А.

В зависимости от обстановки ЕА-6В мог применяться как дистанционный передатчик радиопомех или постановщик помех при сопровождении группы самолётов. В комплект специального оборудования входили средства дезориентации радиолокационных станций, включая системы AN/ALQ-41 (вместе с приёмником предупреждения о пуске ракет AN/APR-27) и AN/ALQ-100. Они размещались внутри самолёта, а их антенны — на носках двух внешних крыльевых пилонов. Внутри устанавливалась и система создания помех радиосвязи AN/ ALQ-92. Её большая ножевая антенна монтировалась под скуловым лонжероном крыла.

Система создания тактических шумовых помех AN/ALQ-99 размещалась в пяти контейнерах: на всех четырёх пилонах под крылом и под фюзеляжем.

В каждом контейнере находились два передатчика и один приёмник. Две антенны контейнера попеременно использовались для передачи и приёма сигналов. Электрическое питание обеспечивалось смонтированными в самих контейнерах источниками, работавшими от генератора с ветрянкой, размещавшейся в его носовой части. Аппаратура создавала мощность помех в 10 раз большую, чем у предшествующих систем аналогичного назначения. Контейнеры были сменные, что позволяло перекрывать различные диапазоны частот. Обеспечив необходимый набор, можно было создавать помехи любому числу источников излучения или комбинировать контейнеры с подвесными топливными баками.

Контрольные приёмники служили для управления работой системы тактических помех и системы дезориентации РЛС. Они обеспечивали реагирование системы дезориентации на сигналы станций противника, а не на сигналы собственных передатчиков помех. Приёмники с антеннами монтировались в большом обтекателе на конце крыла.

На самолёте устанавливался универсальный цифровой вычислитель, который обслуживал одновременно AN/ALQ-99 и навигационную систему. Полученные от последней данные позволяли ему направлять антенны передатчиков помех на выбранный источник электромагнитного излучения.

Кроме пилота, в экипаж ЕА-6В входили три оператора. Старший оператор размещался на правом сиденье рядом с пилотом и обслуживал средства создания тактических помех с полосой частот, занимающей половину общего диапазона. Второй оператор находился во второй кабине справа и обслуживал остальную часть оборудования системы AN/ALQ-99.

Третий оператор, сидевший за пилотом, нёс ответственность за систему AN/ALQ-92.

Система создания тактических помех работала в трёх режимах. Первый — с автоматической настройкой, когда бортовой вычислитель классифицировал, выбирал и настраивал передатчики помех для подавления источников излучения. Работа системы в этом режиме контролировалась двумя операторами. В режиме с полуавтоматической настройкой вычислитель находил основные источники излучения, а оператор принимал решение о необходимых мерах борьбы с ними. Система могла работать и с ручной настройкой, когда операторы сами производили поиск (каждый на закреплённом за ним участке спектра частот), опознавали опасные источники и настраивали соответствующие передатчики.

Для обоих операторов, обслуживавших систему тактических помех, на ЕА-6В монтировались одинаковые индикаторы, но у старшего оператора ещё имелись средства выбора режима работы. Для отображения принимаемых сигналов служили панорамные индикаторы. Точные параметры источника излучения, рассчитанные вычислителем, считыва-лись операторами с небольших индикаторов, размещённых над панорамными. Головные телефоны позволяли прослушивать и опознавать известные источники. Оператор, обслуживавший систему создания помех радиосвязи, пользовался индикатором, указывавшим частоту источников излучения, и управлял работой передатчиков помех. Часть приборных досок на первом этапе оставили свободной в расчёте на последующую установку новых систем.

В отсеках фюзеляжа размещалась 29-зарядная установка пассивных помех ALE-29A.

Она состояла из двух независимых 30-канальных автоматов, выбрасывавших цилиндрические контейнеры с дипольными отражателями или трассёрами.

Первый образец ЕА-6В переделали из 15-го серийного экземпляра А-6А. На нём 25 мая 1968 г. совершил первый полёт лётчик Д. Кинг. Второй, получивший обозначение NEA-6B, был доработан из 13-го А-6А и предназначался для испытаний различных систем. Третий, тоже NEA-6B (ранее пятый А-6А), использовался для отработки на земле электронного оборудования. Затем последовала серия из пяти машин, выпущенная с апреля 1968 по март 1970 г. На них фирма проводила доводку самолёта в целом, его систем и специального оборудования. В дальнейшем на протяжении ещё 30 лет велись постоянные работы по совершенствованию машины и её систем.

С января 1971 по ноябрь 1972 г. фирма «Грумман» выпустила 23 ЕА-6В в первом варианте Standard. За ними последовали 25 машин типа ЕХСАР. Основные их отличия свелись к установке более мощных двигателей J52-P-408 с максимальной тягой 5085 кг и расширению частотного диапазона тактической системы постановки помех AN/ALQ-99.

В июле 1975 г. совершил первый полёт ЕА-6В, усовершенствованный по программе ЮАР I, повышавшей эффективность работы операторов. Внесли некоторые изменения в состав оборудования, улучшив его характеристики. В частности, модернизировали аппаратуру для постановки уводящих помех, системы связи, навигации и радиолокационного опознавания. Внешними отличиями стали изменённая штанга топливопри-ёмника системы дозаправки в полёте и антенна аппаратуры AN/ALQ-126 внизу в носовой части фюзеляжа.

Первой эскадрильей, получившей такие машины, была VAQ-135 с авианосца «Нимитц». Затем эти самолёты поступили ещё в девять эскадрилий флота и в одну эскадрилью авиации морской пехоты.

На этом совершенствование «Праулера» не завершилось. В 19JB3 г. морским лётчикам на испытания передали первый ЕА-6В ЮАР II с улучшенной системой создания активных помех. Аппаратура, размещённая в подвесных контейнерах, могла создавать помехи одновременно в двух различных диапазонах частот. 3 Января 1984 г. выпустили первый серийный самолёт с аппаратурой AN/ALQ-99F; флоту его сдали в апреле. Первоначально изготовили 41 экземпляр ЕА-6В ЮАР II. Начиная с 13-й машины, монтировали тактическую навигационную систему. Кроме того, 15 ЕА-6В с комплектацией ЕХСАР модернизировали под стандарт ЮАР II.

Позже построили 14 самолётов ЕА-6В ЮАР II Блок 82, способных нести ударное вооружение, включая противора-диолокационные ракеты AGM-88A/C (HARM).

Четвёртой ступенью модернизации «Праулера» стал ЕА-6В ЮАР II Блок 86.

Он отличался установкой бортового компьютера AYK-14, новой аппаратурой связи (ARC-182, KY-58, ARC-199HF/KY-75), аппаратурой индивидуальной защиты ALQ-126 и введением географической индикации, помогавшей селекции целей. Начиная с № 163049, «праулеры» выпускались в варианте Блок 86. Всего построили 56 новых самолётов этого варианта, а ещё 14 получили путём модернизации.

В 1983 г. фирма «Грумман» начала работы по программе ADVCAP.

Оборудование ЕА-6В дополнялось новым приёмником-процессором RPG, системой постановки помех для самообороны ASPJ (AN/APQ-165), системой распределения тактической информации JTIDS, оборудованием навигационной спутниковой системы GPS и аппаратурой тактической навигации. На самолёте устанавливались модернизированные двигатели J52-P-409. Машина, модифицированная по программе ADVCAP, совершила первый полёт 30 января 1989 г. Всего таких самолётов выпустили три, считавшиеся серией 91 (Блок 91). Испытанная на них аппаратура в дальнейшем устанавливалась на поздних модификациях ЕА-6В. Прорабатывался также вариант с упрощённой системой РЭП для экспорта.

В дальнейшем была проведена ещё одна модернизация с усовершенствованием оборудования и некоторых систем. В сентябре 1991 г. изготовили один самолёт ЕА-6В ЮАР II Блок 89. Это был последний выпущенный ЕА-6В — 170-й. Но под стандарт серии 89 доработали 43 ЕА-6В более ранних вариантов.

И вообще все более поздние модификации лишь переделывались из уже имевшихся самолётов. Так, ЮАР III — модернизация предыдущих вариантов ЕА-6В, предназначенная для борьбы с новыми российскими ЗРК С-300, «Бук» и другими. Она отличается усовершенствованной системой ALQ-99, интегрированной с системой ответных помех USQ-113.