ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Первые два А-6А поступили в тренировочную эскадрилью VA-42 в феврале 1963 г. Она размещалась на Атлантическом побережье США на базе Оше-ана. В авиации морской пехоты аналогичные функции выполняла эскадрилья VMA(AW)-242 в Северной Каролине. Предварительная подготовка экипажей для «интрудеров» проводилась на учебно-тренировочных самолётах ТА-ЗВ и ТС-4С.

Первыми боевыми эскадрильями, получившими А-6А, стали VA-75 и VA-85. Когда они достигли боеспособного состояния, уже шла война во Вьетнаме. В 1965 г. эскадрилья VMA(AW)-242 направила в эту страну первые «интрудеры». Но первой эскадрильей, которая приняла участие в боевых действиях, стала VA-75, базировавшаяся на авианосце «Индепенденс». С этого корабля, крейсировавшего в Тонкинском заливе, самолёты атаковали мосты и другие цели в районе Ханоя 1 июля 1965 г. Позднее А-6А наносили бомбовые удары по шоссейным и железным дорогам, промышленным предприятиям и портам. Так, в августе пара А-6А сбросила бомбы на электростанцию Тан Хуа южнее вьетнамской столицы.

Благодаря способности приближаться к целям на малой высоте и действовать в условиях плотной облачности, «интрудеры» могли преодолевать интенсивный огонь зенитной артиллерии и уклоняться от ЗУР и самолётов-перехватчиков. При взлёте с авианосца бомбовая нагрузка составляла 4540 кг, а продолжительность полёта 2,5 — 3 ч.

Вначале «интрудеры» наносили ночные удары по целям, которые обнаруживали самолёты других типов днём, при хорошей видимости. Но поскольку во Вьетнаме зимой и в начале весны постоянно стоит плохая погода с низкой плотной облачностью, густыми туманами и большим количеством осадков, они подключились к работе днём.

Лётчики сами и выявляли, и атаковали цели; более того, А-6А наводили на них «фантомы» и «скайхоки». Для уменьшения угрозы поражения ЗУР самолёты приближались к целям на бреющем полёте с большой скоростью, а перед бомбометанием круто набирали высоту. Чтобы снизить вероятность раннего обнаружения, «интрудеры» обычно действовали в одиночку либо парами. По хорошо защищенным целям нередко применялись ракеты «Булл пап».

Эксплуатация проходила при температуре окружающего воздуха 29 — 32° и влажности порядка 75%. Уже в ходе первых боевых вылетов выявилась недостаточная надёжность системы DIANE, отказы которой доставляли американцам больше неприятностей, чем все вместе взятые зенитки, ракеты и истребители Северного Вьетнама.

Первая боевая потеря имела место 14 июля 1965 г. над Лаосом, А-6А был сбит зенитным огнём. Всего за первые месяцы боевых операций потеряли четыре А-6А. Три из них разбились из-за детонации собственных бомб после их сбрасывания на крутом пикировании. После этого бомбометание разрешалось только с горизонтального полёта на определённой высоте. Это ограничение действовало до тех пор, пока подкрыльевые многозамковые бомбодержатели не заменили на улучшенные с тремя или более отстреливающими устройствами.

В апреле — мае 1966 г. эскадрильи VA-35 и VA-85 направили в зону боевых действий на авианосце «Китти Хок». С учётом уже имевшегося боевого опыта машины доработали. В частности, на них установили аппаратуру сигнализации об облучении наземными и бортовыми РЛС противника.

Стандартной нагрузкой для А-6А были 12 227-кг бомб Мк.82 Плюс 210-литровые подвесные баки, иногда к этому добавляли ракеты «Сайдуиндер» для самообороны. При ударах по близким целям самолёты брали максимальную нагрузку в 8165 кг.

А-6А Корпуса морской пехоты начали действовать с авиабазы Дананг в ноябре 1966 г. «Интрудеры» наносили удары, обычно неся или 28 бомб Мк.82, Или пять 907-кг Мк.84. Авиация морской пехоты потеряла во Вьетнаме 16 «интру-деров». Первым стал сбитый 17 апреля 1967 г. зенитчиками А-6А из эскадрильи VMA-242. Две машины были уничтожены миномётным огнём на земле во время штурма базы Дананг.

В ходе развернувшегося наступления партизан в Южном Вьетнаме «интрудеры» из эскадрильи VA-85 наносили бомбовые и ракетные удары по позициям противника севернее Сайгона. В ходе этих атак, проводившихся, как правило, с небольших высот, они подвергались сильнейшему огневому воздействию со стороны малокалиберных зенитных средств партизан. В ходе этих налётов эскадрилья потеряла шесть А-6А.

«Интрудеров» во Вьетнаме становилось всё больше. В декабре 1967 г. к боевым действиям подключилась эскадрилья VA-165, летавшая с авианосца «Рэйнджер», в январе 1968 г. — VA-35. Вторая эскадрилья морской пехоты, VMA(AW)-533 начала действовать в декабре 1967 г. с базы Чу Лай. Вскоре для поддержки были переброшены две эскадрильи на ЕА-6А, прекрасно показавшие себя в боях. А-6А морской пехоты совершали вылеты с баз Дананг и Чу Лай в Южном Вьетнаме и с базы Намфонг в Таиланде.

К 1968 г. у американского флота имелось 11 эскадрилий «интрудеров», в том числе одна учебно-тренировочная и одна опытная.

Корпус морской пехоты располагал двумя боевыми и двумя учебно-тренировочными эскадрильями. Кроме того, во Вьетнаме действовали три эскадрильи, вооружённые самолётами РЭП ЕА-6А.

А-6А эффективно применялись в любых метеоусловиях, ночью, в условиях повышенной влажности, над морем при воздействии брызг солёной воды, на борту кораблей и на побережье, где сочетались пыль и тропическая жара. Самолёт успешно выдержал высокие нагрузки на конструкцию при запусках с катапульт авианосцев и в момент торможения аэрофинишёрами при посадке. «Ин-трудер» показал вполне приемлемую живучесть от зенитного огня. Потери А-6А в боевых действиях во Вьетнаме были относительно небольшими.

Постепенно А-6А заменялись на А-6В. Они состояли на вооружении 11 эскадрилий. А вот А-6С были значительно менее распространены. Это неудивительно — ведь их и выпустили всего дюжину.

Первый А-6С поступил в эскадрилью VA-165 в конце апреля 1970 г. Эта часть, получившая, как минимум, восемь А-6С, базировалась на авианосце «Америка». С него А-6С выполнили 675 боевых вылетов между 26 мая и 7 ноября 1970 г. Эскадрилья VA-145 с авианосца «Рэйн-джер» получила пять А-6С в ноябре 1970 г. из VA-165. В январе 1971 г. одна машина была сбита (штурман спасся, пилот погиб). Один А-6С также действовал в составе эскадрильи VA-35 с авианосца «Америка» в 1972 — 1973 гг. И использовался в качестве целеуказателя, осуществляя подсветку лазером наземных целей, по которым сбрасывали бомбы А-6А. Подобным образом использовали А-6С эскадрильи VA-34, VA-75 и VA-176.

Заправщики KA-6D поступили в опытную эксплуатацию в 1971 г.

в эскадрилью VA-85 на авианосце «Форрестол», находившемся в Средиземном море в составе 6-го флота. За пять месяцев танкеры совершили 403 полёта. В том же году KA-6D в составе эскадрильи VA-176 приняли участие в боевых действиях во Вьетнаме, где обеспечивали действия как авиации флота, так и ВВС.

С начала 1970-х гг. Морскую авиацию стали перевооружать самолётами модификации А-6Е. 17 сентября 1971 г. первые из них прибыли в эскадрилью VA-42, а 9 декабря такие же машины поступили в VA-85. Вскоре последовал новый этап расширения вьетнамской войны.

30 марта 1972 г. началась массированная переброска регулярных войск ДРВ в Южный Вьетнам. Ответом США стало минирование северовьетнамских портов, через которые шёл основной поток военных грузов из СССР, а также массированные воздушные удары по коммуникациям. Так, эскадрилья VMA(WA)-224, базировавшаяся на авианосце «Корал Си», успешно провела минирование гавани и акватории порта в Хайфоне. 9 Мая 1972 г. «интрудеры» сбросили там первые мины. Вскоре главный порт Северного Вьетнама, через который поступало до 85% всего импорта, в том числе всё горючее для транспорта и боевой техники, оказался закупоренным. Положение усугублялось отсутствием средств траления. Несколько транспортов подорвалось на минах. В результате минирования порта только несколько судов из 27 стоявших на рейде смогли встать под разгрузку. Это значительно осложнило снабжение вьетнамских вооружённых сил советским оружием в период активных боевых действий на Юге, а также ослабило потенциал вьетнамской ПВО за счёт уменьшения потока зенитных орудий, боеприпасов к ним и элементов ЗРК С-75, поступавших из СССР.

В июле 1972 г.

состоялся боевой дебют самолётов ЕА-6В «Праулер». Эскадрилья VAQ-132 базировалась на авианосце «Америка». Корпус же морской пехоты успешно использовал в боевых действиях свои ЕА-6А.

Всего А-6 во Вьетнаме налетали около 600 000 часов. Последним, 51-м, потерянным в боях «Интрудером», стал самолёт из эскадрильи VA-35 с авианосца «Америка».

Уже после окончания войны во Вьетнаме, в мае 1976 г. «интрудеры» участвовали в освобождении из кампучийского плена американского судна «Маярек».

К началу 1980-х гг. Самолёты модификаций А, В и С были сняты с вооружения флота США. Часть их списали, но около 200 А-6А были переделаны в А-6Е. Они продолжали использоваться в военных конфликтах по всему миру.

В апреле 1980 г. их задействовали против Ирана. Привлекались эскадрилья VA-196, базировавшаяся на авианосце «Корал Си», летавшая на А-6Е, и эскадрилья VA-35 с «Нимитца», только что получившая новые А-6Е TRAM.

Во время вторжения на Гренаду в октябре 1983 г. «интрудеры» эскадрильи VA-176 находились наготове на авианосце «Индепенденс», но до их использования дело не дошло.

Во время палестино-сирийско-израильского конфликта в начале 1980-х гг. В боевые действия были вовлечены вооружённые силы США и их западных союзников. «Корсары» и «интрудеры» с авианосца «Джон Ф. Кеннеди» в декабре 1983 г. наносили бомбовые удары по позициям сирийских войск в долине Бекаа. Позже к операциям присоединился авианосец «Индепенденс». Один «Интрудер» был сбит сирийской ПВО. Пилот погиб, а штурман захвачен в плен.

В марте 1986 г.

флот США начал серию боевых операций против Ливии. Среди имевшихся у американцев в Средиземноморье «интрудеров» было несколько самолётов, способных нести противокорабельные ракеты AGV-84A «Гарпун». На авианосце «Америка» находились эскадрильи VA-34 и VA-85. 24 марта четыре А-6Е атаковали ракетами ливийский корвет. Корабль сразу не затонул, и американцы добили его бомбами Мк.20.

В течение следующего дня «интрудеры» бомбили и пускали ракеты «Гарпун» по другим ливийским кораблям, уничтожив несколько из них.

Вторая волна ударов по Ливии пришлась на 14 — 15 апреля. А-6Е с авианосцев «Корал Си» и «Америка» нанесли удары по Бенгази. Целями стали казармы и аэропорт, в котором базировались и боевые самолёты ливийских ВВС. С «Америки» в налётах участвовали шесть «интрудеров» и шесть «корсаров», с «Корал Си» — восемь «интрудеров» и шесть «хорнетов». В полночь с 14 на 15 апреля бомбардировщики F-111F ВВС США, стартовавшие с Британских островов, произведя дозаправку топливом в полёте, атаковали столицу Ливии Триполи. Одновременно по Бенгази нанесли удар самолёты с авианосцев. Ливийская ПВО оказала нападавшим сильнейшее сопротивление: открыли огонь зенитные орудия всех калибров, производились пуски зенитных ракет. Благодаря активной работе самолётов РЭП ЕА-6В и использованию противорадио-локационных ракет HARM, налёты прошли без потерь. Некоторые машины получили серьёзные повреждения, причём в наибольшей степени пострадали «интрудеры».

Следующей стала операция 1988 г. по защите танкеров, перевозивших нефть из Кувейта и подвергавшихся в ходе ирано-иракской войны ударам с обеих сторон.

А-6Е из эскадрильи VA-95 с авианосца «Энтерпрайз» атаковали иранские фрегаты, потопив один и серьёзно повредив другой.

Очередной войной для «интрудеров» стала операция «Буря в пустыне», в ходе которой войска западной коалиции вытеснили иракскую армию из Кувейта. Основной ударной силой при этом стали армия, флот и авиация США. 17 Января 1991 г. американские самолёты осуществили первую серию ударов по позициям иракцев. Налёты производились на предельно малых высотах, что позволило минимизировать угрозу от иракских ЗРК. Несмотря на это, 18 января потеряли два «интрудера», попавших под сильный заградительный огонь малокалиберных зенитных средств. На следующий день впервые использовали в бою новые ракеты AGM-84E SLAM. Два А-6Е из эскадрильи VA-35 с авианосца «Сара-тога» атаковали ими гидроэлектростанцию на реке Тигр севернее Багдада. Две ракеты были запущены с интервалом в две минуты.

Использовались «интрудеры» в этой войне и против морских целей. Они потопили несколько патрульных кораблей, корабль на воздушной подушке, учебный фрегат и разведывательный корабль, переделанный из танкера. А-6Е совершили несколько налётов на иракскую военно-морскую базу в Умм-Касре.

«Интрудеры» флота и Корпуса морской пехоты сыграли важную роль в поддержке наступления сил коалиции против Ирака. При этом 2 февраля 1991 г. потеряли ещё один А-6Е (с авианосца «Рузвельт»), сбитый зенитным огнём;

экипаж погиб. В последние дни конфликта А-6Е использовались против частей отступавшей иракской армии.

Всего с 17 января по 24 февраля «интрудеры» выполнили 6444 боевых вылета.

Продолжая бомбить Ирак и после официального прекращения боевых действий, в январе 1993 г. они были задействованы против целей в зоне, закрытой для полётов иракской авиации силами коалиции.

Повидали их и в Югославии в первой половине 1990-х гг. «Интрудеры» действовали с авианосцев, крейсировавших в Адриатическом море. Первые боевые вылеты самолётов РЭП ЕА-6В начались в середине 1992 г. с «Саратоги». С июля 1993 г. «интрудеры» использовались в Боснии*.

Штурмовики А-6 последних модификаций находились в эксплуатации до второй половины 1990-х гг. 19 Декабря 1996 г. последний А-6Е из эскадрильи VA-75 взлетел с авианосца «Энтерпрайз» и перелетел в Южную Каролину. На американских авианосцах его функции приняли новые F/A-18E/F «Супер Хорнет». К этому времени по различным причинам было потеряно 263 самолёта разных модификаций, в том числе 50 — 60 сбито в ходе боевых действий. А вот машины РЭП ЕА-6В применялись ещё довольно долго и приняли участие во многих военных операциях США.

В 1999 г. назрел ещё один кризис на Балканах. Запад пошёл на прямое военное вмешательство в Косово с целью отделить его от Югославии. Основную роль должна была сыграть авиация. Предварительно на базу Авиано в Италии перебросили эскадрилью VMAQ-4 на самолётах ЕА-6В (шесть машин). В ходе боевых действий их усилили техникой из эскадрилий VMAQ-134 (три самолёта) и VMAQ-138 (17). Кроме того, в Адриатическое море вошёл авианосец «Теодор Рузвельт», на борту которого находились восемь ЕА-6В из эскадрильи VMAQ-141.

Все они могли поражать наземные РЛС ракетами AGM-88 HARM. С началом воздушных ударов по Югославии самолёты ЕА-6В стали весьма востребованным средством воздушной войны. Без них не обходилась ни одна воздушная операция. ЕА-6В стали настоящими «ангелами-хранителями» для ударных машин и прикрывавших их истребителей. Однако для самих «праулеров» эти полёты были весьма опасны. Они считались наиболее важными целями, и их старались уничтожить в первую очередь.

7 октября 2001 г. началась операция против талибов в Афганистане. К боевым действиям тогда привлекли большие силы авиации, в том числе самолёты ЕА-6В с авианосца «Теодор Рузвельт».

Весной 2003 г. США собрались военной силой решить свою старую проблему на Среднем Востоке — окончательно свалить режим Саддама Хусейна. Военные действия против Ирака начались 20 марта. Американцы сконцентрировали в сопредельных странах мощную авиационную группировку, в состав которой вошли и ЕА-6В, размещавшиеся на авианосцах «Констелейшн» и «Авраам Линкольн». Ещё 14 ЕА-6В находились на береговых базах. Эти самолёты сыграли немалую роль в уменьшении потерь американской авиации.

В настоящее время принято решение о снятии с вооружения флота ЕА-6В, вместо которых стали поступать EF-18G «Гроулер». Наиболее исправные машины передают авиации морской пехоты. К 2012 г. на них поставят оборудование, включая средства радиоэлектронного перехвата и подавления работы компьютерных сетей в рамках программы ICAP III. Намечается также расширить возможности самолёта за счёт подвески контейнера LITENING с разведывательным оборудованием.

В дальнейшем оставшиеся ЕА-6В планируется оснастить микроволновой системой РЭП нового поколения. Намечается сформировать две боевые эскадрильи по 10 самолётов в каждой, которые будут базироваться на обоих побережьях США. Ещё шесть машин должны войти в состав учебной эскадрильи на базе Чер-ри-Пойнт. Кроме того, несколько самолётов будут использоваться для испытаний нового оборудования.

Командование морской пехоты рассчитывает сохранить «праулеры» в строю до 2019 г., когда им на смену придут самолёты РЭП следующего поколения, созданные на основе F-35.