ЭКСПЛУАТАЦИЯ

В 1960-х гг. Королевские ВВС Швеции эоганизационно были сведены в четыре эскадры (дивизии), каждая из кото-эых включала несколько флотилий (пол-• эв). Во флотилию входили три дивизио—ta (эскадрильи), по 12 — 15 самолетов з каждом.

Первой получила «дракены» флотилия F13 в Норкепинге. Первая машина -рибыла туда в марте 1960 г. В течение года все три ее дивизиона перешли на J35A. В 1-м и 2-м дивизионах эти самолеты летали до 1962 г., в 3-м — до 1963 г. 3 1962 г. флотилия стала перевооружаться на J35D, которые эксплуатировались до 1966 г. (последними их сдал 3-й дивизион). В 1965 г. пилоты стали осваивать J35F, на которых летали до 1978 г. С1975 г. илотилия F13 начала постепенно переходить на «виггены».

Второй флотилией, вооруженной «дракенами», стала F16 в Упсале. Первые и35Аперегналисюдав1961 г.; они эксплуатировались до 1976 г. При этом с 1962 по 1964 г. 3-й дивизион летал на J35B. С 1962 по 1986 г. в состав флотилии входил также учебно-тренировочный дивизион TIS 35 на спарках Sk35C. С 1976 по 1987 г. F16 была вооружена J35F. Сдав последние «дракены», эта флотилия также перешла на «виггены».

Всего в шведских ВВС «дракены» прослужили почти сорок лет — по 1998 г. Эти самолеты в разное время находились на вооружении 11 флотилий.

F18, базировавшаяся в Тюллинге, эксплуатировала J35B в период с 1962 по 1976 г. (1-й и 2-й дивизионы — с 1962 по 1974 г., 3-й — с 1962 по 1976 г.). В конце 1970-х гг. ее расформировали.

Флотилия F3 в Линкопинге с 1965 по 1970 г. была укомплектована J35D, а с 1970 по 1973 г. два ее дивизиона имели J35F. В 1970-е гг. и эту флотилию расформировали. Флотилия F1 в Вестерас-Хесле, летавшая на J35F с 1966 г., продержалась дольше, но в 1983 г. ликвидировали и ее.

В Ангельхольме в 1960-е гг. размещались J35B и J35D флотилии F10, а в 1969 г. началось переоснащение ее дивизионов истребителями модификации J35F. 1-й дивизион получил их в 1969 г., 2-й и 3-й — годом позже.

F10 была одной из немногих, оснащенных J35J, они стали поступать в 1987 г. 2-й дивизион летал на этих машинах до 1998 г. С 1986 по 1998 г. в состав этой флотилии входил учебный дивизион TIS 35 на двухместных самолетах Sk 35C. В 1998 г. F10 перешла на «грипены».

F11 в Нейкепинге считалась разведывательной и имела с 1964 по 1979 г. на вооружении двух своих дивизионов самолеты S35E (2-й дивизион получил их в 1966 г.). В 1980-е гг. ее тоже расформировали.

1 -й дивизион флотилии F4 в Остерзун-де укомплектовали J35D в 1969 г., 2-й — в 1974 г. Они эксплуатировались до 1984 г., когда им на смену пришли «виггены». Во флотилии F12 в Кальмаре J35F служили с 1968 по 1979 г., вплоть до ее расформирования. F17 в Роннеби имела J35F с 1972 по 1981 г., а далее начала осваивать «виггены». Во флотилии F21 в Луле 1-й дивизион летал на J35D в период с 1969 по 1984 г., а 2-й — с 1966 по 1979 г. на разведчиках S35E. Далее оба перешли на «виггены».

Ни одного случая боевого применения шведских J35 и S35 неизвестно. Нет информации даже о случаях перехвата ими самолетов, случайно попавших в воздушное пространство страны. После 1998 г. ни одного «Дракена» в ВВС Швеции не осталось.

В Дании шведские истребители поступили на вооружение двух эскадрилий. В 1970 — 1971 гг. в 725-й эскадрилье, базировавшейся на аэродроме Каруп, F-35 пришли на смену американским F-100D. Основной задачей эскадрильи считалось нанесение ударов по наземным целям. Разведчики RF-35 поступили на вооружение 729-й эскадрильи, размещавшейся там же.

Они сменили уже устаревшие американские самолеты RF-84F. Учебно-тренировочные двухместные TF-35 придали поровну обеим эскадрильям. Датские «дракены» эксплуатировались до 1993 г., когда их вытеснили F-16.

После Второй мировой войны ВВС бмнляндиии, согласно статьям Парижского договора 1947 г., могли иметь в своем составе не более 60 боевых самолете Поэтому ставка делалась на машина многоцелевого применения. С учетом политических и экономических факторов основой послевоенного авиационного парка на долгие годы стали шведские «дракены» и советские МиГ-21. Шведские истребители состояли на вооружении двух эскадрилий. Машины типа 35S с 1974 г. служили в эскадрилье Halv-11, которая базировалась в Хаме, а затем какое-то время в Рованиеми в Лапландии,недалеко от Полярного круга. Самолета 35FS в 1984 г. сменили «хоки» (спро-ектированные в Англии, но построение в Финляндии) в эскадрилье Halv-21 в Тампере.

3 январе 1985 г. финские «дракены» успешно перехватили советскую крылатую ракету, случайно вторгшуюся в воздушное пространство страны, и участвовали в поисках ее-обломков на дне одного из озер.

В конце 1990-х — начале 2000-х гг. в ВВС Смнляндии «дракены» заменили американскими самолетами F/A-18.

В Австрии «дракены» модификации 350Е эксплуатировались в двух эскадрильях, ранее вооруженных J29F. Швед-:хие самолеты осваивались здесь с июня 1987 г. по май 1989 г. С вооружения их сняли в ноябре 2005 г.

В настоящее время «дракены» различных модификаций сохранились в авиа-_ионных музеях. В частности, в Германии в Шлейсхейме в авиационном филиале Мюнхенского технического музея выставлен J35A, некогда состоявший на вооружении шведской флотилии F16. В Великобритании в одном небольшом музее можно увидеть датский RF-35. «Дракены» имеются в музейных экспозициях в Швеции, Финляндии и Дании.