ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Первой боевой частью ВВС США, получившей F-86A, стала 1-я истребительная группа на базе Марч в Калифорнии, обеспечивавшая ПВО Лос-Анджелеса. Ее выбрали потому, что она размещалась рядом с заводом «Норт Америкэн». В феврале 1949 г. среди личного состава группы провели конкурс на лучшее имя для нового истребителя. Остановились на назва- нии «Сейбр» («сабля»), которое и стало официальным с 4 марта. Входившая в 1-ю группу 94-я эскадрилья первой сдала старые F-80 и получила F-86A-5. К концу мая в составе группы было уже 83 новых истребителя. Следующими приступили к перевооружению 4-я истребительная группа в Лэнгли (ПВО Вашингтона) и 81-я группа на базе Киртлэнд, обеспечивавшая ПВО ядерного центра Аламогордо. Всего на F-86A перешли пять групп истребителей-перехватчиков.

Потом настал черед частей резерва, начиная со 116-й эскадрильи Национальной гвардии, получившей первый F-86A 22 декабря 1950 г.

Первые «сейбры» прослужили сравнительно недолго. Их стали снимать с вооружения ВВС уже с осени 1951 г. Машины переоборудовались и передавались частям Национальной гвардии. Их получили 198-я эскадрилья на о. Пуэрто-Рико, 115-я и 195-я на базе Ван-Найс в Калифорнии, 198-я в Онтарио и 197-я на базе Феникс в Аризоне.

Война в Корее 25 июня 1950 г. начались боевые действия в Корее. Армия КНДР быстро продвигалась на юг. 27 июня президент Трумэн приказал американским ВВС нанести удары с воздуха по северокорейским войскам.

Американцы довольно быстро завоевали господство в небе, так как противник уступал в количестве самолетов и располагал только поршневыми машинами.

Практически уничтожив северокорейские ВВС, они приступили к активным действиям по наземным целям. США поддержали их союзники, прислав в Корею свои войска, в том числе и авиационные части.

15 сентября войска генерала Макарту-ра высадились в районе Инчхона, резко изменив военную ситуацию. К концу месяца северокорейцы были вынуждены вновь отойти за 38-ю параллель. К концу октября войска США и их союзников вышли на границу с Китаем в районе р. Ялу. 1 ноября 1950 г. группа самолетов В-26, сопровождаемая истребителями Р-51, бомбила аэродром в районе Синуйдзу — в непосредственной близости от китайской территории. Неожиданно со стороны реки появились шесть истребителей со стреловидными крыльями, которые атаковали американские самолеты. Американцы ушли из-под удара и сумели вернуться на свой аэродром.

Так в воздушной войне в Корее появился новый участник — МиГ-15, которого нельзя было недооценивать. На этих истребителях летали советские и китайские летчики. Первоначально их тактика была следующей: они пересекали границу на большой высоте, атаковали американские самолеты с пикирования и после этого уходили обратно за Ялу. Американским пилотам преследовать их на китайской территории запрещалось, так же как и нашим не разрешалось пересекать линию фронта.

8 ноября 1950 г. произошел первый в истории бой между реактивными истребителями. Лейтенант Р. Браун, летавший на F-80C, заявил о своей победе над МиГ-15. Но сразу стало очевидно, что советский истребитель имеет серьезное преимущество в скорости (на 150 км/ч).

Вскоре «миги» начали перехватывать бомбардировщики В-29, летавшие в районе китайской границы, a F-80 не хватало скорости, чтобы обеспечить им надежное прикрытие. Американцы не имели в Корее самолета, способного противостоять МиГ-15.

Чтобы ответить на брошенный вызов, 8 ноября 4-я истребительная группа, базировавшаяся в штате Делавер и оснащенная F-86A, получила приказ готовиться к отправке в Корею. Большинство пилотов этой части имели опыт Второй мировой войны — общий счет их боевых побед достигал 1000 сбитых самолетов. Истребители были погружены на суда и к середи- не декабря прибыли в Японию. Их собрали и перегнали на аэродром Кимпо в Корее.

Еще до первого боевого вылета «сейб-ров», 26 ноября 1950 г., китайские добровольцы выступили на стороне КНДР. Легко сломав оборону американцев, они обратили их в паническое отступление. Советские МиГ-15 не могли обеспечить эффективного прикрытия наступления, так как действовали только в узкой полосе у р. Ялу. Китайские же пилоты, на которых ограничения не распространялись, имели относительно мало опыта.

Первый боевой вылет F-86A состоялся 17 декабря. Подполковник Б. Хинтон заявил о победе над одним МиГ-15 из встретившихся четырех. А 22 декабря «миги» сбили первый «Сейбр», но позже в тот же день американцы заявили о шести победах. Согласно советским данным, 22 декабря были сбиты три F-86A и два МиГ-15 из состава 177-го иап.

К концу 1950 г. китайцы выбили американцев и их союзников из Северной Кореи и двинулись дальше на юг. «Сейбры» были вынуждены покинуть Кимпо и перелететь в Японию.

Оттуда достигать района р. Ялу они уже не могли. F-86A стали использовать для непосредственной поддержки войск. В качестве истребителя-бомбардировщика они были менее эффективны, чем F-80 и F-84 с прямым крылом. С бомбовой нагрузкой дальность полета F-86A резко снижалась. Обычно «сейбры» могли достигать района боевых действий только с парой 127-мм ракет.

Наступление китайских добровольцев, которые оторвались от пунктов снабжения и чьи коммуникации были очень уязвимы от ударов американской авиации, стало терять темпы. В конце января 1951 г. они остановились, а затем начали пятиться на север. 10 февраля американские самолеты вернулись в Кимпо. Можно считать, что одной из главных причин остановки китайского наступления было отсутствие прикрытия с воздуха. Поэтому на севере Кореи приступили к строительству аэродромов для размещения МиГ-15 китайских ВВС.

С начала марта МиГ-15 резко увеличили свою активность. 1 марта они атакова- ли девятку В-29 и тяжело повредили три из них, разбившиеся при посадке. Американцы ввели в строй аэродром в Сувоне, куда перебазировали «сейбры» из Японии. Истребители 334-й эскадрильи вновь появились над Ялу 6 марта. Через четыре дня на аэродромах Кореи разместили машины других эскадрилий.

Над Ялу «сейбры» могли вести 25-минутное патрулирование, появляясь через каждые пять минут. МиГ-15 обычно подходили к реке на большой высоте, но не пересекали ее. Когда они выходили в атаку на бомбардировщики, американцы имели небольшой запас времени, чтобы успеть перехватить их прежде, чем противник опять уходил за Ялу.

Таким образом, советские и китайские летчики имели возможность самим выбрать время и место атаки.

МиГ-15 превосходил F-86A в высотных характеристиках: имел лучшую скороподъемность, больший рабочий потолок и был быстрее на больших высотах. Это превосходство давало им возможность выйти из боя когда угодно. В то же время пилоты F-86A старались использовать преимущества своего самолета: лучшую меткость огня и несколько более высокие летные данные на малых высотах. Пилоты «сейбров» в бою старались увлечь противника вниз, чтобы это использовать.

С апреля 1951 г. действия МиГ-15 стали еще активнее. Они все чаще атаковали соединения В-29, пытавшиеся бомбить район Синуйджу. Крупнейшая схватка произошла 12 апреля, когда под удар советских истребителей попали 39 В-29 с прикрытием. По американским данным, три В-29 были сбиты, а пилоты «сейбров» и стрелки бомбардировщиков заявили о 14 уничтоженных МиГ-15. Согласно советским источникам, 36 МиГ-15 из 303-й иад в этот день сбили девять В-29.

С июня 1951 г. МиГ-15 еще более активизировались, уровень подготовки их пилотов заметно возрос. В воздушных боях 17, 18 и 19 июня американцы потеряли два «сейбра» при шести заявленных победах. Еще один F-86A был сбит 11 июня во время прикрытия налета F-80 в районе Синуйджу.

В ходе войны постепенно проводился переход на F-86E. Первой получила новые «сейбры» 33-я группа истребителей-перехватчиков на базе Отис в штате Массачусетс. В июне 1951 г. транспорт с F-86E ушел в Корею; новые истребители вступили в бой в сентябре. Перевооружение частей в Корее шло довольно медленно: последний F-86A был выведен оттуда в июле 1952 г.

Отвоевавшие свое машины отправлялись в Штаты для Национальной гвардии.

22 октября 1951 г. в Японию отправили партию из 75 F-86E, предназначенных для замены F-80 51-й группы, базировавшейся в Сувоне. Ею командовал полковник Ф. Габрески. Всего новыми «сейбрами» оснастили полностью 17 групп, из них три участвовали в войне в Корее.

Первые F-86F попали в Корею в июне — июле 1952 г. Они поступили на вооружение 39-й эскадрильи 51-й группы. Через два месяца их получила также 335-й эскадрилья 4-й группы. F-86F с крылом «6-3» имел превосходство в скорости над МиГ-15 во всем диапазоне высот вплоть до своего практического потолка — 14 335 м, маневренность стала лучше, а скороподъемность практически сравнялась.

С их прибытием эффективность действий американских истребителей возросла. До конца года 335-я эскадрилья запи- сала на свой счет 81 победу, в то время как остальные две эскадрильи (все еще летавшие на F-86E) сумели одержать лишь 41. F-86F стали требовать и другие. В результате было решено собрать и отгрузить в Корею все имеющиеся в США истребители этого типа и распределить их равномерно по действующим на фронте частям.

F-86F часто летали вместе с F-86E. Обычно F-86F держались на высоте 12 000 м, а «Е» пониже, непосредственно прикрывая истребители-бомбардировщики. 20 июня 1953 г. пилоты F-86F заявили о 16 победах — наибольший результат в течение одного дня за всю войну.

Первые истребители-бомбардировщики F-86F-30 прибыли в Корею 28 января 1953 г., поступив в 18-ю группу на аэродроме Осана.

Первый боевой вылет в район Ялу состоялся 25 февраля; тогда же ими был сбит первый МиГ-15. К концу марта на такие же машины перевооружили и 12-ю эскадрилью, а также 2-ю эскадрилью южноафриканских ВВС. Последняя совершила на «сейбрах» 1427 боевых вылетов и потеряла от огня ПВО противника два самолета. После окончания пребывания в Корее южноафриканцы вернули «сейбры» американцам.

В ходе войны новых истребителей требовалось все больше. Заводы «Норт Аме-рикэн» уже не могли удовлетворить потребности ВВС США. Поэтому в феврале 1952 г. разместили заказ на производство 60 «сейбров» Мк.2 в Канаде. Они поставлялись в США в марте — июле 1952 г. под обозначением F-86E-6-CAN, сначала поступали в Калифорнию, а потом переводились в район боевых действий.

К тому времени ВВС США имели в своем составе пять истребительно-бомбар-дировочных групп: три с F-84G «Тандер-джет» и две с F-86F-30. «Тандерджеты» имели большую дальность и лучше подходили на роль бомбардировщиков, но зато «Сейбр» мог и нести бомбы, и вести бой с истребителями противника. В июне 1953 г. больше «сейбров» было потеряно от огня ПВО, чем в воздушных боях. Они сбросили 3044 т бомб, а потеряли от зенитного огня 14 машин.

«Сейбры» применялись в Корее и как фоторазведчики. Воздушная разведка там столкнулась с серьезными трудностями: и Локхид RF-80A, и Норт Америкэн RB-45C оказались не способны обеспечить ее ведение в районе действия МиГ-15 без серьезного истребительного прикрытия. Требовался более скоростной самолет. Пятерка RF-86A вошла с состав 15-й эскадрильи тактической разведки 67-й группы.

Им гораздо чаще удавалось уйти от перехватчиков противника, чем разведчикам других типов.

Война в Корее окончилась 27 июля 1953 г. Последний бой между «сейбрами» и МиГ-15 состоялся 22 июля; лейтенант С. Янг из 31-й группы заявил о первой и единственной воздушной победе этой части. Последней же жертвой «Сейбра» в Корее стал Ил-12, сбитый 27 июля 1953 г. капитаном R Пэрри на F-86F-30. К этому времени в Корее насчитывалось 297 «сейб-ров», включая 132 истребителя-бомбардировщика.

Во время войны в Корее пилоты F-86 заявили о 792 победах над МиГ-15. По советским данным, общие потери советских частей и объединенной китайско-корейской воздушной армии были порядка 580 машин. ВВС США признают потерю 78 «Сейбров», еще 13 пропали без вести. Но анализ американского же историка R Дор-ра позволяет увеличить первую цифру до 115 машин.