ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

разведывательный,бригада,войсковые испытания,войсковую авиацию,войсковой авиации,винт

Как уже говорилось выше, первой получила самолеты Р-3ет в январе 1936 г. 43-я (бывшая 452-я) авиабригада в Харькове, где проводились войсковые испытания. Но в крупных масштабах поставку их в строевые части округов развернули лишь в конце мая — начале июня, заменяя ими Р-5 и Р-5Ш. С июня на них полностью перешла 34-я дальнеразведыва-тельная эскадрилья в Монино.

В августе «зеты» впервые участвовали в учениях. К маневрам Московского военного округа привлекли десять машин 90-й авиабригады, базировавшейся тогда в Ржеве. В том же месяце, 14 августа, имела место первая катастрофа: в 43-й бригаде загорелся самолет, летевший на высоте 450 м. Горящая машина рухнула на землю, экипаж погиб. Аварийная комиссия потом установила, что сломался коленчатый вал мотора, перебивший бензопровод.

Первоначально приоритет при перевооружении отдавался легкобомбардировочным частям, но позже «зеты» стали поступать и в войсковую авиацию как ближние разведчики. Так, в Забайкалье в сентябре 1936 г. их начали получать 15, 18-й и 92-й авиаотряды. На 1 октября укомплектованность частей новой техникой составляла 82% от штатной.

Надо сказать, что ни летный, ни технический состав не испытывал восторга при переходе с Р-5 на Р-3ет. Последний был гораздо сложнее в пилотировании, его описывали как «капризный и неуклюжий». Уменьшение площади плоскостей ухудшило маневренность машины и характеристики планирования. Пилоты никак не могли привыкнуть к пологой глиссаде планирования, необходимости длительного захода на посадку.

разведывательный,бригада,войсковые испытания,войсковую авиацию,войсковой авиации,винт

Укорочение хвостовой части фюзеляжа отрицательно повлияло на устойчивость и потребовало от летчиков повышенного внимания. Многие жаловались на неудобство кабин, особенно задней.

А уж обзор из них стал буквально «притчей во языцех». В ходе эксплуатации и без того низкокачественный советский целлулоид мутнел, желтел и покрывался сеткой мелких трещин. Одна из машин первых серий разбилась при вынужденной посадке. Пилот приземлялся с остановившимся двигателем (из него вытекло масло) практически вслепую — на и без того недостаточно прозрачный фонарь в морозный день легла пленка парового конденсата.

Механики костерили моторы М-34Н: летом двигатели перегревались, зимой — переохлаждались, из них выбивало масло. М-34Н вообще поначалу не отличался высокой надежностью. Процент небоеспособных самолетов в частях, вооруженных Р-3ет, был значительно выше, чем в оснащенных Р-5 и ССС. Пилоты говорили о плохой приемистости — двигатель медленно набирал обороты, а при резком движении сектором газа мог и заглохнуть. В Москву шли постоянные жалобы из частей всех округов.

Из Московского округа докладывали: «Летный состав не уверен в четкой работе моторов АМ-34 на самолетах Р-3ет…» А вот цитаты из подслушанного стукачами в 40-й авиабригаде. Воентехник Жданов: «Мотор АМ-34 ни к черту не годится, и я, выпуская самолет в воздух, в нем не уверен». Техник Гинзбург: «…в нашей бригаде было много случаев отказа моторов во время посадки самолета. Вот так взлетишь, а потом можешь и угробиться». И напоследок — самое яркое.

разведывательный,бригада,войсковые испытания,войсковую авиацию,войсковой авиации,винт

Лейтенант Вейцнер, летчик: «Я когда сажусь в этот самолет, то весь дрожу, боюсь его, так как не доверяю ему. Если такие самолеты останутся на вооружении, буду стараться перейти в другую бригаду, с другой матчастью». Как вам такой «энтузиазм» личного состава?

В те годы большое значение придавалось химическому вооружению авиации.

Р-3ет должен был нести четыре вылив-ных прибора ВАП-4м или два ДАП-100 для постановки дымовых завес. Но выпуск ДАП-100 к этому времени уже прекратили, заменив усовершенствованными ДАП-ЮОм. Ими и стали комплектовать машины, отгружавшиеся в округа. И только на местах обнаружили, что ДАП-100 и ДАП-ЮОм отличаются по точкам подвески, и без подгонки на Р-3ет новые дымовые приборы подвесить нельзя.

К зиме 1936/37 г. самолеты не успели обеспечить специальными лыжами. К «зетам» стали подгонять лыжи от Р-5, переделывая крепления и подгоняя длину амортизаторов-оттяжек. Неправильная подгонка стала причиной нескольких аварий.

На 1 января 1937 г. в ВВС РККА числилось 865 «зетов», из них 480 в строевых частях. К весне их стало еще больше. Например, в Харьковском военном округе на 1 марта имелось 118 машин. Четыре разведывательных эскадрильи там полностью перешли на P-Z.

Аварии поначалу были довольно часты. В эксплуатации выявился еще один существенный недостаток P-Z — при попытке изменить направление движения на посадке самолет мог завертеться волчком. Так, за апрель 1937 г. произошли четыре аварии. Три из них — следствие разворота на взлете или посадке с последующим капотированием и только одна — чисто за счет «человеческого фактора»: пилот Жигалов из 1-го кавалерийского авиаотряда на взлете протаранил ехавший по летному полю трактор.

разведывательный,бригада,войсковые испытания,войсковую авиацию,войсковой авиации,винт

Случаи непроизвольного разворота нередко встречались и далее. Так, когда 5 сентября 1938 г. на аэродроме в Брянске старший лейтенант Юскевич резко дал газ на взлете, его самолет вывернуло на 180°, при этом были сломаны нижние плоскости и винт.

К первомайскому воздушному параду 1937 г. привлекли 270 P-Z из четырех бригад: 40-й (Витебск), 90-й (Конотоп), 43-й (Харьков) и 107-й (Подмосковье). Когда в ходе подготовки к параду «зеты» начали летать большими группами, взлетать и садиться строем, выявился еще один существенный недостаток. Мотор М-34Н глох на малом газу при попадании во всасывающий патрубок пыли. А этой самой пыли всегда хватало на интенсивно используемом грунтовом аэродроме. За один день подготовки, 24 апреля, произошло десять таких случаев. На следующий день машина с заглохшим двигателем рухнула в лес неподалеку от Монино. В день самого парада осрамился начальник легкой группы комдив Туржанский — у его «зета» отказал мотор, а запасного самолета не приготовили. Колонна улетела без него, а комдив помчался в Москву на легковой машине — оправдываться…

К концу года новые самолеты еще больше потеснили Р-5. В октябре 1937 г. только в Забайкалье и на Дальнем Востоке имелось 115 Р-3ет. Так, в ОКДВА из десяти отдельных отрядов армейской авиации восемь полностью укомплектовали «зета ми».

Несмотря на попытки устранить дефекты, из частей регулярно шли сообщения о поломках. Конструкция Р-3ет по сравнению с Р-5 или ССС существенных усилений не получила, в то время как нагрузка за счет более мощного двигателя увеличилась.

разведывательный,бригада,войсковые испытания,войсковую авиацию,войсковой авиации,винт

Все это проявилось в уменьшении ресурса планера. Новые самолеты жили недолго.

Последние партии машин поступили в строевые части примерно через полгода после прекращения серийного производства, в середине 1938 г. В августе, например, 13 P-Z доставили в Среднеазиатский округ на смену изношенным Р-5.