ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ — ДНЕМ И НОЧЬЮ, С БОМБАМИ И МИНАМИ

Британские ВВС начали получать «хэмпдены» в августе 1938 г. Поскольку первые два серийных самолета направили на расширенные испытания, то первой машиной, доставшейся ВВС, стала третья серийная. Сначала ее отправили в Центральную летную школу, где опытные летчики выработали рекомендации по ее пилотированию и наметили программу переучивания. А 20 сентября бомбардировщик прибыл на аэродром Скэмптон, где базировалась 49-я эскадрилья, избранная в качестве первой для перевооружения на «хэмпдены». Надо сказать, что задача переучивания ее пилотов была довольно сложна. Раньше эскадрилья летала на бипланах Хаукер «Хайнд», и летчики не имели опыта управления двухмоторными машинами.

Но надо отметить, что «Хэмпден» осваивался довольно легко. За 1938 г. не разбили ни одной машины!

К концу года 49-я и 83-я эскадрильи в Сэмптоне полностью перешли на новые машины, а 50-я в Уоддингтоне приступила к перевооружению. За этими тремя эскадрильями в 1939 г. последовали 44-, 144-, 61-, 76-, 7-, 106-я и 185-я (в порядке поступления новой техники). К сентябрю 1939 г., когда началась Вторая мировая война, десять эскадрилий имели по 16 «хэмпденов» каждая. Из них шесть боевых эскадрилий входили в 5-ю группу (дивизию) Бомбардировочного командования, две считались резервными и две — запасными. Прежний соперник «Хэмпдена» по заданию В.9/32 — «Веллингтон» имелся в таком же количестве. Скоро самолеты обоих этих типов были применены в боевых условиях.

К началу войны «Хэмпден» официально считался дневным и ночным бомбардировщиком, но все первые боевые операции велись в светлое время суток. 3 сентября, когда Великобритания объявила войну Германии, самолеты трех эскадрилий (83-, 49-й и 44-й) были посланы на поиск и уничтожение немецких военных кораблей в Вильгельмсхафе-не.

Через шесть часов после официального сообщения о начале боевых действий две группы из девяти машин каждая поднялись в воздух. К цели они подошли уже в темноте и ничего не нашли. Это было неудивительно, поскольку большая часть пилотов до этого еще не совершила на «Хэмпдене» ни одного ночного полета, тем более с перегрузочным взлетным весом. Удивительно было то, что обе группы вернулись домой в полном составе и благополучно приземлились в полночь.

В последующие дни самолеты в основном вели разведку. Главное внимание уделялось выявлению дислокации немецких военных кораблей.

Так, 29 сентября 144-я эскадрилья нанесла неудачный удар по эсминцам в Гельголандской бухте. Дюжина «хэмпденов» вылетела двумя шестерками. Группу вел винг-коммандер Каннингэм, в бом-боотсеках самолетов были подвешены по четыре 227-кг бомбы. К цели пришли 11 машин, один самолет повернул назад из-за неполадок с двигателем. Недалеко от берега летчики обнаружили два вражеских эсминца. При заходе на один из них первой тройки в один самолет попал снаряд малокалиберной зенитной пушки, все бомбы прошли мимо — эсминец увернулся. Второе звено и другая шестерка пошли дальше и напоролись сначала на сильный зенитный огонь береговых батарей, а затем столкнулись с немецкими истребителями. В результате эскадрилья потеряла пять «хэмпденов»; катера подобрали и взяли в плен четырех летчиков. Немцы потеряли два истребителя, которые из-за повреждений совершили вынужденные посадки в море; пилоты спаслись.

А 21 декабря «хэмпдены» привлекли к поискам «карманного линкора» «Дойч-ланд» в Северном море.

В воздух с разных аэродромов подняли в общей сложности 36 машин. Линкора они не нашли, погода была отвратительная, и все кончилось серией вынужденных посадок; по меньшей мере один бомбардировщик был полностью разбит.

В апреле 1940 г. немцы вторглись в Данию и Норвегию. Английские бомбардировщики сделали попытку помешать кораблям противника. 12 апреля «хэмпдены» атаковали линейный крейсер и «крейсер» (оказавшийся учебным кораблем «Бруммер») у Кристиансанна. Самолеты построились в колонну по одному и длинной цепочкой пошли на цель. В результате лишь несколько бомб разорвались у бортов вражеских кораблей. Авиаторы же понесли большие потери от зенитчиков и истребителей. Стрелку одного из «хэмпденов» удалось сбить «мес-сершмитт» прежде, чем его самолет упал в воду. Всего англичане потеряли пять бомбардировщиков и патрульный самолет «Хадсон», пытавшийся оказать помощь экипажу сбитой машины. Немцы лишились четырех истребителей Bf 109.

В том же месяце 5-я группа активно подключилась к постановке мин по плану операции «Гарденинг» (что можно примерно перевести как «Садоводство»). Группа должна была за семь дней поставить в общей сложности 155 мин в трех местах. Зоны размещения мин носили имена овощей или цветов. Из соображений секретности полеты производились лунными ночами, сброс разрешался только при отсутствии в радиусе 1,5 км каких-либо судов. Мины типа М сбрасывались с высоты 120 — 300 м при скорости не более 320 км/ч. Парашют гасил скорость падения, после чего мина укладывалась на грунт на глубине 10 — 25 м.

Первое судно — транспорт «Ниборг» — подорвалось на мине 12 апреля, затем то же произошло еще с четырьмя, два из них затонули.

Шестое судно, транспорт «Пи-онир», перевозивший войска, наткнулось на мину в стороне от места их постановки и тоже пошло ко дну; погибло более 300 человек. Предполагают, что мину отнесло течением. Позже были еще подобные случаи; всего до 40 судов получили повреждения от мин, выставленных английскими самолетами и подводными лодками. Это при том, что немцы тралили эти воды, уничтожив более 100 мин. К концу 1940 г. «хэмпдены» поставили 703 мины, совершив 1209 вылетов и потеряв 21 самолет. Кроме мин типа М, появились новые, более мощные образцы, весом 907 кг.

С зимы 1939/40 г. 5-я группа все чаще привлекалась к бомбежкам наземных целей в Германии, особенно после вторжения немцев в Бельгию и Голландию в мае 1940 г. Учитывая большие потери в дневных вылетах, бомбардировщики стали летать преимущественно ночью. Первый налет на территорию Третьего Рейха состоялся в ночь с 11 на 12 мая — бомбили железнодорожный узел в Монхен-Гладбахе. В ночь с 1 на 2 июля «Хэмпден» из 83-й эскадрильи впервые сбросил на Германию 907-кг полубронебойную бомбу. Она предназначалась для линейного крейсера «Шарнхорст», стоявшего в доке в киль-ском порту, но не сразу отделилась от самолета и упала на город. Пилотом этого бомбардировщика был Г. Гибсон, прославившийся потом как командир знаменитой 617-й эскадрильи «ланкастеров».

В июле 1940 г. английская авиаразведка выявила в Вильгельмсхафене линкор «Тирпиц» и «карманный линкор» «Адмирал Шеер». Их решили потопить переделанными авиационными минами типа М. Доработанная мина должна была сработать через 40 минут пребывания в соленой воде.

Предполагалось, что взрывы поразят днище кораблей, стоявших в порту, где глубина была невелика.

Задача эта оказалась не из легких — порт прикрывали более 400 зенитных орудий разного калибра. По плану одна группа бомбардировщиков осуществляла отвлекающий налет со средних высот, вторая, из шести машин, в это время должна была незаметно подкрасться ниже и сбросить мины без парашютов как можно ближе к линкорам. Вылет произвели в ночь с 20 на 21 июля. Отвлекающий удар нанесли успешно: самолеты отбомбились по зенитным батареям и портовым сооружениям. А вот атака на корабли не удалась. Из первой тройки ни один самолет не смог пробиться к стоянке линкоров. Одной машине удалось сбросить свой груз на другие корабли; именно она, хотя и с пробоинами, вернулась назад. Из второй тройки отличился летчик Робсон. Он зашел со стороны города на предельно малой высоте, чуть не врезавшись в шпиль церковной колокольни. Прикрываясь от зенитного огня стоявшими в порту судами, самолет не получил ни одной пробоины. Пилоту удалось положить мину между «Тирпицем» и «Шеером». Два других «хэмпдена» были сильно повреждены и отбомбились в стороне; один самолет исчез на обратном пути, подав сигнал бедствия.

В ночь с 12 на 13 августа 1940 г. десять «хэмпденов» из 49-й и 83-й эскадрилий успешно атаковали канал Дортмунд-Эмс в районе Мюнстера, где виадук пересекает реку Эмс. В этом налете самолеты Бомбардировочного командования впервые сбросили 454-кг бомбы. Этот вылет принес «Крест Виктории» лейтенанту Р. Леройду, который нанес завершающий удар.

Почти ослепленный прожекторами, он прорвался через шквал зенитного огня и сбросил бомбы с высоты менее 100 м. Из пяти самолетов, непосредственно бомбивших виадук, два были сбиты, третий вернулся на аэродром Сент-Ивэл на одном моторе. У Леройда вышла из строя гидросистема, что привело к аварии на посадке.

Пока продолжались бомбежки, в конце лета несколько изменились приоритеты целей. Эскадрильи «хэмпденов» стали наносить удары по сосредоточениям войск и барж в портах Ла-Манша. Это принесло в ночь с 15 на 16 сентября еще один «Крест Виктории» — на этот раз стрелку-радисту сержанту Дж. Ханна, награжденному за храбрость при борьбе с пожаром на самолете. Он сумел потушить огонь, и машина благополучно вернулась домой. «Хэмпдены» пяти эскадрилий участвовали в первом английском налете на Берлин в ночь с 25 на 26 августа 1940 г.

«Хирфордами» в начале 1940 г. были вооружены 35-я эскадрилья и одно звено 185-й эскадрильи. Однако моторы «Дэг-гер» оказались непригодными для боевого применения, так как были склонны к перегреву на рулении и одновременно к переохлаждению на крейсерской скорости. Известен только один боевой вылет «хирфордов». Впоследствии этот тип машин был использован для боевой подготовки экипажей в 14-й и 16-й учебных частях в Коттсморе и Аппер-Хейфорде соответственно.

В 1940 г., по крайней мере, один «Хэмп-ден» (из 44-й эскадрильи) был оснащен дополнительными баками, подвешенными на наружных бомбодержателях; он совершил рейд на Данциг продолжительностью 12 часов. Другой самодельной переделкой была бортовая стрелковая установка, из которой вел огонь пятый член экипажа.

Задачей было увеличение огневой мощи при ночном патрулировании над английскими городами во время пика немецкого воздушного «блица» в 1940 г. Самолеты 44-й и 49-й эскадрилий недолго и безуспешно выполняли роль таких вот «эрзацев» ночных истребителей.

В конце 1940 г. Бомбардировочное командование провело первую значительную операцию против городов Германии — налет на заводы в Маннгейме. Среди 102 бомбардировщиков, достигших цели, были 18 «хэмпденов». Длинными зимними ночами они также неоднократно летали на цели в Руре.

К этому времени «Хэмпден» официально перешел в разряд ночных бомбардировщиков. Но обстоятельства войны заставили временно вернуться к дневным действиям. Английские летчики неоднократно делали попытки уничтожить крупные боевые корабли германского флота. Так, 1 апреля 1941 г. самолеты отправили днем заминировать гавань в Бресте, где стояли линейные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Попав в плотную облачность, ведущий решил повернуть назад. Один экипаж покинул строй и продолжил полет прежним курсом. Машина была сбита, из четырех человек остался в живых только пилот, четыре года просидевший в немецком лагере для военнопленных. Но в мае 1941 г., там же, в Бресте, удалось добиться прямого попадания в «Гнейзенау» 907-кг полубронебойной бомбой. Чтобы утопить линейный крейсер, этого маловато, но повреждения были серьезными.

В 1941 г. на «хэмпденах» сформировали новые эскадрильи — 408-ю (канадскую) и 455-ю (австралийскую), в следующем году — 415-ю и 489-ю (новозеландские).

Национальные части формировались по программе так называемой «инфильтрации». Личный состав готовился в доминионах из местного населения, но финансировала обучение и обеспечивала техникой метрополия.

В течение 1941 г. «хэмпдены» неоднократно совершали дневные налеты мелкими группами, парами или даже одиночными машинами на города, военные и промышленные объекты в Германии. Так, 24 июля бомбили корабли в Бресте. Больших успехов не добились, но потеряли два самолета. Эпизодические дневные налеты на северо-западные районы Германии продолжались до апреля 1942 г.

Летом 1941 г. командование британских ВВС разработало программу «Цир-кус», направленную на обескровливание немецкой истребительной авиации. Небольшие группы бомбардировщиков появлялись у вражеского побережья и атаковали случайные цели, провоцируя подъем в воздух истребителей. Когда они оказывались над морем, в дело вступали английские истребители, до того времени находившиеся как бы в засаде. На два-три «хэмпдена» в полет отправляли до двух десятков «харрикей-нов» или «спитфайров». Пользуясь численным превосходством, они наносили противнику существенные потери. Такие вылеты регулярно совершались в августе — сентябре 1941 г.

С февраля 1942 г. британское командование опять начало усиленно заваливать минами море у побережья Германии. За ночь отправлялось до полусотни машин. Так, 7 февраля к Фризским островам улетели 32 «хэмпдена», которые сбросили 51 мину. Иногда в придачу к минам брали на наружной подвеске фугасные бомбы, которые использовались попутно против мелких судов, маяков, береговых сооружений.

Линейные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» позже получили повреждения от мин, выставленных авиацией.

12 февраля англичане попытались нанести массированный удар по германским кораблям, прорывавшимся через Ла-Манш. В частности, в воздух подняли в общей сложности 64 «хэмпдена». Всю первую половину дня они мелкими группами и даже поодиночке искали противника в море. Низкая облачность препятствовала поискам; многие машины вернулись, не добившись успеха. Те, что нашли корабли, пытались бомбить их через разрывы в облаках, но даже не разглядели результатов. Один бомбардировщик из 50-й эскадрильи атаковал линейный крейсер «Принц Ойген», но был отогнан зенитчиками, которые проделали в его правом крыле почти метровую дыру. Всего за этот день восемь «хэмп-денов» удалось сбить немецким истребителям и два — зенитчикам. Это были самые большие потери за один вылет.

С весны 1942 г. все больше «хэмпде-нов» стало передаваться Береговому командованию, объединявшему всю морскую авиацию берегового базирования. Там их намеревались использовать в качестве торпедоносцев. Однако части 5-й группы еще участвовали в первом массированном налете на Германию— «рейде 1000 бомбардировщиков» на Кельн в ночь с 30 на 31 мая 1942 г., а также в аналогичных налетах на Эссен и Бремен в июне. Последний вылет «хэмп-денов» в Бомбардировочном командовании был совершен ночью 14 — 15 сентября 1942 г. самолетами 408-й эскадрильи. Они атаковали Вильгельмсхафен. Всего «хэмпдены» в Бомбардировочном командовании в общей сложности совершили 16 541 самолето-вылет, сбросили 9261,4 т бомб, потеряли 413 машин, уничтоженных врагом, и 194 — по другим причинам.