ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ВСЕХ ФРОНТАХ

Первые военные варианты DC-3 начали эксплуатироваться вооруженными силами США с января 1942 г. Сначала они осуществляли перевозки в основном внутри страны, но уже в апреле появились в Индии, откуда стали доставлять грузы через Гималаи на аэродромы Китая. После захвата японцами Бирмы последний оказался отрезан от всех союзников, кроме СССР. Чтобы обеспечить снабжение китайской армии оружием и боеприпасами, американцы организовали «воздушный мост» из приграничных районов Индии. В первую очередь везли запчасти и горючее для самолетов Китайской оперативной группы ВВС армии США, преобразованной позднее в 14-ю воздушную армию.

В это же время С-47 и С-53 перебрасывались в Великобританию. Они летели с промежуточными посадками в Исландии и Гренландии, попутно доставляя грузы для американских войск в Европе.

В ноябре 1942 г. американцы высадились в Африке. 8 ноября 39 С-47 доставили из Англии в Алжир батальон парашютистов. Им предстояло захватить два аэродрома, но операция закончилась полным провалом. Несколько самолетов заблудились, истратили горючее и сели в пустыне, три или четыре были сбиты французскими истребителями. Часть парашютистов по ошибке прыгнула над территорией Испанского Марокко и оказалась интернированной. Наконец, остальных во главе с командиром батальона сбросили примерно в 50 км в стороне от намеченных целей. После утомительного марша десантники обнаружили, что на аэродромах уже хозяйничают солдаты из механизированных частей, прибывшие раньше их. Второму десанту через восемь дней повезло больше — он захватил аэродром Ле Бейн за 20 минут.

На Тихом океане в боях за Гуадалканал самолеты ВВС армии, флота и морской пехоты (в основном — С-47 разных вариантов) доставляли американским солдатам боеприпасы, медикаменты и продовольствие.

Первый R4D прибыл на остров 5 сентября с грузом сигарет и продовольствия. Позже «дугласы» обеспечивали и снабжение переброшенных туда авиачастей. Одна машина доставляла горючее, достаточное для часового вылета 12 истребителей.

В ноябре 1942 г. на Новой Гвинее союзники впервые опробовали новую тактику наступления в труднодоступной местности. Австралийская пехота пошла через джунгли отбивать у японцев поселок Кокода налегке. Солдаты несли на себе только винтовки, пулеметы и разобранные легкие минометы. Запас продуктов и боеприпасов был минимален. Все необходимое по пути сбрасывала с воздуха сводная авиагруппа, включавшая несколько С-47. В день она доставляла 25 — 30 т разных грузов. Примерно четверть этого потеряли, но остального вполне хватило, чтобы взять Кокоду и все окрестности бухты Милн. В феврале-июне 1943.г. по такой же схеме проводился рейд бригады британских коммандос в Бирме. Она прошла 1600 км по японским тылам, разрушая коммуникации противника.

10 июля 1943 г. американцы высадили на Сицилии первый крупный воздушный десант — 3400 человек, захвативший важный узел дорог. Некоторые С-47 тянули на буксире планеры CG-4 с минометами, пушками и джипами. На следующую ночь последовала катастрофа. 144 «Дугласа» переправляли из Туниса 2000 солдат. На подходе к берегу их заметили с американских военных кораблей и, приняв за немецкие, начали обстрел. Их поддержали зенитчики с суши. Транспортники сломали строй, уходя из зоны огня. Было сбито 23 самолета, погибло около 300 человек.

Один С-47 прибыл в район высадки с 2000 пробоин, но выполнил боевую задачу.

Гораздо успешнее прошли десанты в сентябре 1943 г. В три приема самолеты доставили около 4000 солдат и различные грузы. В том же месяце американцы осуществили крупный десант (1700 человек) на Новой Гвинее. Позднее на этом острове организовали еще несколько операций подобного масштаба.

В марте 1944 г. японцы попытались пойти в наступление на индо-бирманской границе. Они окружили город Имфал — важную тыловую базу, которую обороняли 150 000 человек. Почти одновременно в «котле» оказался гарнизон Кохимы — около 2000 солдат и офицеров. Американцы сняли самолеты с линии в Китай и перебросили внутрь кольца индийскую пехотную дивизию, затем две бригады и два усиленных батальона. Одну бригаду доставили прямиком из Калькутты. Кроме людей, везли джипы, мотоциклы, пушки и гаубицы. Два горнострелковых батальона, прибыв-lijhx из Пенджаба, имели вьючных мулов. Вот эти мулы причинили больше всего хлопот. От их мочи на самолетах начались замыкания электросистемы. На С-47 это не фатально, но неприятно. Проблему решили просто — под мулов стали стелить толстый спой соломы.

Весь период окружения Имфал снабжался только по воздуху; в день туда в среднем перевозили 275 т грузов. Обратными рейсами вывозили раненых, больных и гражданское население. Всего эвакуировали около 40 000 человек. Только один раз произошла накладка — оказалось, что вместо бензина самолет доставил бочки со спиртом; однако солдаты были не в претензии.

Транспортники шли по горным долинам непрерывной цепочкой.

Для их прикрытия истребители создали охраняемый коридор. За 80 дней обороны Имфала союзники потеряли только два С-47.

Нанести японцам ответный удар тоже помогла транспортная авиация. 5 марта 400 английских коммандос высадились с планеров (каждый С-47 тянул по два) в тылу противника. С ними прибыли американские саперы со своим «хозяйством»: небольшими бульдозерами, катками и разным инструментом. К следующей ночи была готова полоса, на нее стали садиться С-47. Всего прибыли 62 самолета.

Затем операция повторялась на других площадках, заранее подготовленных разведчиками. Всего союзники использовали 83 С-47 и 80 планеров. В конечном счете в тылу японцев оказались почти 10 000 человек. Их снабжали с неба всем необходимым. Когда понадобилось форсировать реку Иравади, авиация доставила надувные лодки, моторы к ним и горючее.

В апреле того же года транспортные самолеты помогли совершить обходной маневр, перебросив на север Бирмы китайскую дивизию. Это соединение, отрезанное от своих полным бездорожьем, снабжалось только по воздуху, и, тем не менее, доставило много неприятностей врагу. С его помощью взяли крупный аэродром Митькьина, где тут же начали разгружаться американские транспортники.

Дальнейшее наступление союзников в Бирме шло по уже проверенной схеме «все по воздуху». Грузы для передовых частей сбрасывали с парашютами. Вниз летели живые овцы, козы и куры, бочки и канистры с бензином и маслом, патроны, сигареты, почта и банки с пивом. Для полевых мастерских сбрасывали запасные моторы к автомобилям, мосты и рамы для грузовиков.

С парашютами прыгали даже мулы (со связанными ногами) — и ничего. И сено для них тоже падало с неба (но уже без парашютов).

Грузы с наружной подвески сбрасывали как бомбы, а из фюзеляжа их выкидывали специальные команды. Привязанные на всякий случай парашютными стропами, расторопные мобилизованные негры освобождали самолет за несколько минут.

Размах десантных операций в Европе намного превышал все проводившееся на Востоке. Для первой волны высадки в Нормандии на аэродромах Англии сосредоточили тысячи транспортных самолетов; основную массу их составляли С-47. Только для десантирования двух дивизий на участке «Юта» привлекли 821 С-47 и 104 планера. Всего же использовали 1166 американских С-47 и С-53 и 150 английских «дакот». Их вели самолеты-лидеры, оснащенные РЛС. Это оказалось не лишним, поскольку над побережьем Франции соединение попало в облака. От зенитного огня и неизбежных аварий потеряли 41 самолет, а еще около 500 получили повреждения. Однако десант высадился в нужном месте, плацдарм был захвачен. Весь следующий день все исправные транспортники тянули туда планеры с припасами.

В августе того же года союзники высадились и в Южной Франции. Для передового воздушного десанта стянули 11 транспортных групп (полков), всего около 400 С-47. 15 августа на Лазурном Берегу высадились 5000 парашютистов, а затем приземлились планеры с подкреплениями и грузом.

При продвижении на восток союзники и далее использовали переброску войск по воздуху. В марте 1945 г. в операции «Варсити» участвовали только со стороны США 1800 транспортных самолетов и 1300 планеров.

Воздушная армада пересекала линию фронта в течение трех часов. На плацдарм за Рейном доставили 17 000 солдат, 1200 единиц техники и 130 орудий. Немцы подвергали самолеты интенсивному зенитному обстрелу. За первые 25 минут они сбили шесть самолетов и подожгли еще девять. Всего американцы потеряли 46 С-47, из них 39 уничтожили вражеские зенитчики.

Последний воздушный десант американцы высадили в июне 1945 г. на о. Лусон (Филиппины). 67 самолетов и 8 планеров доставили 1030 бойцов на площадку у города Аппари, закрыв японцам выход из окружения.