ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОТИВ АНГЛИИ

Германская авиапромышленность не успела построить заметного числа Ju 88А к моменту нападения на Польшу. К 1 сентября 1939 г. Люфтваффе успели получить всего 34 Ju 88A-0 и А-1, но только для 18 из них в недавно сформированной группе I/KG25 имелись подготовленные экипажи. 22 сентября на аэродроме Йевер эту группу переформировали в I/KG30. Новый бомбардировщик вряд ли можно было считать в достаточной мере освоенным экипажами, хотя многие пилоты пришли из испытательного центра в Рехлине и обладали солидным опытом. Герингу не терпелось опробовать Ju 88A в бою, однако он предпочёл использовать против Польши хорошо сколоченные авиачасти, а группу I/KG30 оставить на западе Германии для возможного противодействия англичанам и французам.

26 сентября 1939 г. летающая лодка Do 18 из эскадрильи 2./KuFIGr 106 обнаружила в Северном море английскую эскадру, включавшую линкоры «Нельсон» и «Родней», линейные крейсеры «Худ» и «Ри-наун», а также авианосец «Арк Ройял». В воздух немедленно подняли четвёрку «юнкерсов» из I/KG30, однако сплошная низкая облачность осложнила поиск. Всё же немецкие пилоты смогли обнаружить и атаковать английские корабли, причём ефрейтор К. Франке доложил о попадании 500-кг бомбы в авианосец. По германскому радио официально сообщили о потоплении «Арк Ройяла» и серьёзных повреждениях, нанесённых одному из линкоров. На самом деле авианосец не пострадал, зато одна бомба SC 500 действительно угодила в линейный крейсер «Худ», но не взорвалась.

16 октября группа I/KG30 впервые совершила налёт на английскую военно-морскую базу Ферт-оф-Форт.

Одна 500-кг бомба попала в крейсер «Саутгемптон», но не взорвалась, небольшие повреждения получили крейсер «Эдинбург» и эсминец «Мохаук». «Спитфайры» из 602-й и 603-й эскадрилий, отражая налёт, сбили два Ju 88A, включая самолёт командира группы капитана Поле. Обе машины рухнули в море. На следующий день четыре Ju 88A бомбили базу Скапа-Флоу, повредив учебный линкор «Айрон Дюк».

В декабре 1939 г. была сформирована группа II/KG30, а в январе 1940 г. — III/KG30. KG30 стала первой эскадрой Люфтваффе, полностью укомплектованной бомбардировщиками Ju 88A. 9 апреля 1940 г., в день начала операции «Ве-зерюбунг» — оккупации Дании и вторжении в Норвегию, все три группы KG30 были уже боеспособными, располагая 84 самолётами (но из них всего 47 исправных). На следующий день «восемьдесят восьмые» вместе с Не 111 из эскадры KG26 участвовали в налёте на английские корабли у Бергена, потопив эсминец «Гурк» и повредив крейсера «Девоншир», «Глазго» и «Саутгемптон». Во второй половине апреля эскадру KG30 перебросили в Норвегию, где она вошла в состав X авиакорпуса генерал-лейтенанта Г. Гайслера.

Следующей перевооружили на Ju 88A эскадру KG51, ранее летавшую на Не 111. К моменту нападения Германии на Францию, Бельгию и Голландию как раз завершилось поступление новой техники в две её группы. В. Дирих, в то время один из командиров экипажей этой эскадры, вспоминал, что уровень эксплуатационной исправности «юнкерсов» в то время составлял всего 53% (пригодными к боевым вылетам считались 40 машин из имевшихся 75), при этом у Не 111 он был немного выше — 63% (42 из 67).

Чуть позднее приступили к переучиванию на Ju 88A эскадры LG1 и KG4, выделившие для этого по одной группе (в конце 1940 г.

группа III/KG4 была передана в состав KG30, а новая третья группа KG4 получила, как и остальные, бомбардировщики Не 111). Следует признать, что части, вооружённые бомбардировщиками Ju 88A (всего 280 самолётов, из них только 135 боеготовых), сыграли относительно небольшую роль при вторжении во Францию и в нейтральные страны. Основная боевая нагрузка легла на Не 111 (более 600 машин) и Do 17 (более 300), однако и Ju 88A из состава LG1 и KG30 приняли активное участие в боевых действиях против войск франко-англо-голландско-бельгийской коалиции. Первой полномасштабной операцией для Ju 88A стала «битва за Англию».

К началу операции «Адлертаг» все три группы KG51 закончили перевооружение на Ju 88A. Вместе с первой и второй группами эскадры KG54, в июне того же года перевооружившимися на Ju 88A, а также с эскадрой KG55, продолжавшей летать на Не 111, указанные части составили ядро V авиакорпуса генерал-лейтенанта Р. фон Грейма.

В инструкторской эскадре LG1 завершили переучивание на «восемьдесят восьмые» вторая и третья группы (в первой группе наряду с недавно полученными Ju 88A оставалось два десятка Не 111). Помимо этой эскадры, в IV авиакорпусе генерала К. Пфлюгбайла на «восемьдесят восьмых» летала отдельная группа KGr 806.

В состав 2-го воздушного флота входили I авиакорпус генерал-полковника У. Граерта и IX дивизия генерал-майора Й. Келера. Каждое из этих соединений наряду с частями, вооруженными Не 111, располагало одной группой бомбардировщиков Ju 88A. Всего с учётом эскадры KG30 и четырёх разведывательных отрядов в боевых подразделениях Люфтваффе насчитывалось 553 Ju 88A (из них 330 исправных).

12 августа 1940 г.

около сотни бомбардировщиков из эскадры KG51 поднялись в воздух для нанесения ударов по двум главным целям: верфи в Портсмуте и РЛС в Вентноре, на юго-восточной оконечности о. Уайт. До первого объекта дошли 63 машины (группу возглавлял командир эскадры полковник Фиссер), а до второго — 15. Дебют вышел малоудачным: на свои аэродромы не вернулись 13 Ju 88A (три из них впоследствии отыскали на местах вынужденных посадок и восстановили), в том числе самолёт Фиссера, сбитый «Харрикейном». Почти все уцелевшие бомбардировщики получили пробоины от огня зенитной артиллерии и истребителей. После вынужденной посадки на «живот» на самолёте лейтенанта Унрау насчитали 180 пробоин, оба двигателя вышли из строя и только чудом весь экипаж уцелел.

В тот же день 50 Ju 88A из KG30 без истребительного сопровождения совершили налёт на аэродром Дриффилд, где базировались подразделения английской 4-й бомбардировочной группы. При этом были уничтожены четыре ангара и несколько других сооружений, сожжены 10 бомбардировщиков «Уитли». Однако и KG30 также серьёзно пострадала: семь её «юнкерсов» были сбиты британскими истребителями. В тот же день 12 Ju 88A из I/LG1 бомбили аэродром Мид-дл Уоллоп, повредив на земле несколько «спитфайров», а 15 Ju 88A из II/LG1 — авиабазу Уорси Даун. На эту цель вышли только три самолёта, а на свой аэродром не вернулись пять немецких машин.

Всего с 8 по 23 августа Люфтваффе лишились 403 самолётов всех типов и ещё 127 были серьёзно повреждены; англичане потеряли в воздухе 54 «спитфайра» и 121 «харрикейн».

За следующие две недели англичане утратили 295 истребителей сбитыми и 171 тяжело повреждёнными; немцы лишились 378 сбитых и 115 повреждённых самолётов. Чувствительные, но не сравнимые с августовскими, потери в дальнейшем несли и эскадры, вооружённые Ju 88A (тогда они лишились 105 бомбардировщиков). В сентябре на свои аэродромы не вернулись 24 «восемьдесят восьмых», в октябре — 11, в ноябре — восемь и в декабре — пять. Снижение потерь было обусловлено переходом к преимущественно ночным действиям и полётам малыми группами в сложных метеоусловиях. Тем временем мощная авиапромышленность Германии выпускала ежемесячно не менее 180 новеньких Ju 88A-5 и готовилась к освоению Ju 88A-4.

5 сентября 1940 г. в Шотландии сел на «живот» тяжело повреждённый Ju 88A-1. Англичане получили возможность изучить особенности машины и, в частности, установили, что она вооружена пятью пулемётами MG 81. В ночь на 19 ноября 1940 г. при массированном налёте на Бирмингем, в районе Дорсета сбили ещё один А-1. Вряд ли на этом факте следовало заострять внимание, если бы не одно обстоятельство: это был первый немецкий бомбардировщик, уничтоженный истребителем «Бофайтер» IF, оснащённым радиолокатором Al Mk IV. В ту ночь состоялся первый в истории войны удачный перехват противника с помощью бортовой РЛС.

По состоянию на 1 января 1941 г. бомбардировщики Ju 88 имелись на вооружении следующих частей и соединений: KG30 — 90 самолётов (43 исправных); I и II/KG1 — 55 (15 исправных); KG76 — 83 (шесть исправных — эскадра перевооружалась с Do 17); KG77 — 87 (36 исправных); KG51 — 77 (33 исправных); KG54 — 59 (33 исправных); KGr806 — 18 (12 исправных); LG1 — 98 (82 исправных).

Таким образом, в семи эскадрах и одной отдельной группе насчитывалось 567 Ju 88A (из них только 260 боеспособных).

В начале 1941 г. бомбардировочные части Люфтваффе, базировавшиеся во Франции и Бельгии, совершали налёты на английские города, промышленные предприятия, порты и военные объекты. В нанесении ударов по Британии участвовало не менее 26 групп из I, IV и V авиакорпусов. Только за период с января по март они совершили не менее 9750 боевых самолёто-вылетов и сбросили около 10 000 т бомб.