13. ЭМБЛЕМЫ ЧАСТЕЙ И СОЕДИНЕНИЙ


В отличие от ВВС армии, где самолёты обязательно украшали яркие эмблемы частей и соединений, морские лётчики редко отходили от аскетически-сурового официального стандарта, ограничиваясь нанесением предписанных цифро-буквенных или иероглифических обозначений. Моряки не рисовали даже каких-либо птиц или зверей, характерных для авиации любой страны. Очень редко на машинах авиации флота встречаются несложные повторяющиеся изображения, которые можно считать отличительными эмблемами, что является явным исключением из общего правила.
В 1944 — 1945 гг. в 352-й дивизии на перехватчиках J2M на обоих бортах иногда изображали две наклонные (идущие вверх-вперёд) жёлтые молнии. Эту же эмблему унаследовала отдельная группа «Тацумаки» («Торнадо»), сформированная на базе этой дивизии. Жёлтые молнии, нарисованные на фюзеляже за опознавательными знаками, встречались на самолётах 934-й дивизии, базировавшейся в 1943 г. на о. Амбон. На фотографиях G4M2e — носителей «человекоуправляемых» бомб «Ока», на оперении можно увидеть два (иногда три) идущих от корня передней кромки киля расширяющихся вверх-назад белых луча.
Известен снимок пикирующего бомбардировщика J4Y из отряда камикадзе «Митате», на котором видна эмблема в виде жёлтой ласточки с красной окантовкой, нанесённая на капоте мотора слева. Но являлась ли она официальной эмблемой отряда или личной инициативой членов экипажа — сказать трудно.