ФРАНЦУЗСКИЕ «ПОЛУТОРАСТОЕЧНЫЕ»

В конце 1916 г. руководство французских ВВС было всерьез обеспокоено положением дел в бомбардировочной авиации. Большую часть ее самолетного парка на тот момент составляли морально устаревшие «вуазены», «фар-маны» и «бреге» — тихоходные, неповоротливые и слабовооруженные одномоторные машины с толкающими винтами, практически беззащитные от атак сзади. При встречах с вражескими истребителями они почти всегда несли тяжелые потери. Дошло до того, что осенью 1916 г. французам пришлось отказаться от дневных налетов на тыловые объекты противника и перейти исключительно к ночным действиям. Естественно, это снизило точность и эффективность бомбардировок. А в феврале 1917 г. директорат аэронавтики (министерство авиации) Франции издал приказ, запрещающий дальнейшее производство любых военных самолетов с задним расположением силовой установки.

Одновременно французские фирмы получили срочные заказы на разработку новых типов бомбардировщиков с более высокими летными данными и улучшенной защищенностью, но это могло занять несколько месяцев, а самолеты требовались срочно.

В этой непростой ситуации внимание французских военных привлек «Полуто-растоечный». Командующий французской армией маршал Нивель обратился к британскому главнокомандующему фельдмаршалу Дугласу Хэйгу с просьбой о поставке таких машин, а также лицензии на их производство. Англичане пошли навстречу союзникам и в середине апреля 1917 г. передали французам первую партию самолетов.

Производственную документацию на «Сопвич» направили еще раньше — в конце 1916 г.

Быстро переведя чертежи в метрическую систему, французы развернули дело с большим размахом. К выпуску «полуторастоечных» приступили фирмы «Амио», «Бессонью», «Мо-ран-Солнье», «Даррак», «Ньюпор», «Анрио», REP («Робер Эно-Пельтри»), «Сальмсон» и «Сарацин», то есть боль-шинство наиболее крупных авиазаводов Франции. Кстати, у некоторых из них уже имелись собственные проекты, а иногда и летающие прототипы бомбардировщиков, но строить приходилось не то, что хотелось, а то, что заказали военные.

Так же, как и в Англии, во Франции одновременно выпускались три модификации — две двухместные и одноместная, но обозначались они несколько по-иному: Sop.1A2 — двухместный разведчик, Sop.1B2 — двухместный бомбардировщик и Sop.1B1 — одноместный бомбардировщик. Как видно даже из названий, если англичане в первую очередь нуждались в истребителях, то французы имели проблемы с разведчиками и бомбардировщиками. Соответственно, в общих объемах выпуска «полуторастоечных» во Франции одноместные машины занимали более высокий процент, чем в Англии.

Французские «сопвичи» отличались от английских лишь в отдельных деталях. К примеру, в качестве межкрыльевых расчалок у них применялись не профилированные стальные ленты, а сдвоенные тросы, обмотанные тесьмой на клею. Большинство машин оснащалось двигателями Рон 9Jb мощностью 130 л.с.

Вооружение двухместных вариантов, как правило, было аналогично английскому, только над кабиной летнаба возвышалась не английская турель «Скэрф», а более громоздкая французская ТОЗ.

Но одноместные «сопвичи» французского производства были вооружены гораздо слабее своих английских «коллег». Вместо синхронного «Виккерса» с лентой на 300 патронов на них ставили курсовой несинхронный «Льюис» над верхним крылом с дисковым магазином всего на 47 или 96 патронов, причем заменить магазин или устранить задержку в полете было невозможно. Судя по фотографиям, в отдельных случаях несинхронный надкрылье-вой «Льюис» устанавливался вместо «Виккерса» и на двухместные французские машины.

Одноместный бомбардировщик Sop.1B1 отличался от английского «типа 9700» еще и тем, что у него бомбовый отсек был закрыт сверху не наборным деревянным гаргротом с полотняной обшивкой, а съемным алюминиевым колпаком. По бортам фюзеляжа в районе бомбоотсека были прорезаны по три больших прямоугольных люка с алюминиевыми крышками для осмотра бензобака и бомбовых подвесок.

Номенклатура бомбового вооружения включала бомбы калибра 120 и 155 мм (французы тогда измеряли калибр авиабомб не в килограммах, а в миллиметрах — по максимальному диаметру корпуса, как в артиллерии). В бомбовом отсеке Sop.1B1 помещалось 18 120-мм, шесть 155-мм или 12 120-мм и две 155-мм бомбы.

Относительно количества выпущенных во Франции «полуторастоечных» западные источники дают очень противоречивые сведения, причем цифры в большинстве своем приблизительные, округленные до сотен. В различных печатных и электронных изданиях величина этих цифр колеблется от 3000 до 4797 экземпляров. Но большинство авторов сходятся на том, что французы выпустили около 4500 «соп-вичей», то есть в три раза больше, чем англичане!