ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ЭТАП «А»).

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ЭТАП «А»).

Первый экземпляр самолета требовалось представить на государственные совместные испытания в IV квартале 1970 г., а два последующих — в 1971 г.

28 декабря 1970 г. ОКБ Яковлева предъявило первый Як-ЗбМ на испытания. Государственную комиссию возглавлял маршал авиации И.И. Борзов.

С 11 февраля 1971 г. на Як-ЗбМ №01 к испытательным полетам приступил М.С. Дексбах. На первых порах самолет поднимался и опускался строго вертикально. Затем перешли к перемещениям над площадкой. 16 и 18 февраля 1972 г. Дексбах попробовал разгоняться — сначала до скорости 50 км/ч, затем до 100 км/ч. Убедившись, что все нормально, перешли к торможениям. 18 и 21 февраля Дексбах взлетал по-самолетному и запускал ПД вначале на скорости 350 км/ч, потом на 200 км/ч. 21 февраля он выполнил вертикальный взлет, перешел в горизонтальный полет, а затем совершил посадку по-самолетному. Наконец, 25 февраля 1972 г. состоялся полет по полному профилю — с вертикальным взлетом и посадкой.

В марте — апреле проводились испытания «единички» и «двойки» с подвешенным вооружением: вертикальный взлет, висение и вертикальная же посадка, затем дополненные горизонтальным полетом. Этап «А» госиспытаний продолжался до 10 октября 1973 г., в нем участвовали все три экземпляра Як-ЗбМ.

Для выполнения программы по боевому применению, проводившейся в Ахтубинске с 18 апреля 1973 г., выделили Як-ЗбМ №03. Программа предусматривала определение устойчивости и управляемости самолета с различными вариантами вооружения при взлете по-самолетному, определение характеристик САУ-36 и исследование маневренных характеристик, определение границ надежного запуска двигателей в воздухе, поправок ПВД, проверку характеристик при стрельбе из пушек по наземным целям, определение влияния стрельбы и пуска ракет на работу силовой установки и определение баллистических характеристик оружия. Испытания проводили летчики:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ЭТАП «А»).

В.П. Хомяков (ведущий), И.И. Широченко П. Хомяков (ведущий), И.И. Широченко — от НИИ ВВС и М.С. Дексбах и О.Г. Коно-ненко — от МАП. Ведущий инженер — А.Ф. Травин.

Летом 1972 г. на аэродроме в Ахтубинске впервые столкнулись с более заметным, чем на обычных самолетах, влиянием температуры на потери тяги силовой установки. Днем жара достигала +45° в тени, а по ТТТ Як-ЗбМ должен был показывать заданные взлетные характеристики только до +30°. Поэтому, чтобы иметь возможность уверенно взлетать вертикально, испытания проводились ранним утром, а потом в «боевых действиях» объявлялся перерыв.

Поскольку учебного двухместного варианта самолета еще не существовало, особенности пилотирования СВВП полковнику Хомякову пришлось осваивать на одноместной машине. 17 июля 1972 г. он выполнил полет по-самолетному, 25 июля — два вертикальных подлета. 6 октября Хомяков впервые слетал по полному профилю.

По результатам испытаний составили предварительное заключение, утвержденное Главкомом ВВС 27 августа 1973 г. В сентябре этап «А» завершился, и 22 октября заместитель министра авиапромышленности утвердил акт по испытаниям. Было принято решение о серийном производстве.