ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ЭТАП «Б»).

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ЭТАП «Б»).

На этап «Б» предъявили второй и третий экземпляры Як-ЗбМ. Испытания проходили в НИИ ВВС в Ахтубинске с 30 января по 10 октября 1974 г. (ведущий инженер — В.Н. Андронов, ведущий летчик — В.П. Хомяков). Программа испытаний предусматривала проведение 204 полетов, реально выполнили 209. Особенно тщательно проверялась надежность запуска ПД и ПМД в воздухе на разных скоростях и высотах, причем температура наружного воздуха доходила до 32°. Оценка работы системы САУ-36, испытания ракет Х-23 и радиокомандной линии «Дельта» проводилась на четвертой машине. Она уже имела соответствующее оборудование.

Акт о результатах этапа «Б» утвердил Главком ВВС 8 декабря 1974 г., а на следующий день его подписал и Главком ВМФ. Министр авиационной промышленности сделал это раньше, 26 ноября.

В этом документе говорилось, что «легкий самолет-штурмовик ВВП, созданный в ОКБ А.С. Яковлева, государственные испытания выдержал и рекомендуется для принятия на вооружение… По ряду летных характеристик самолет Як-ЗбМ при вертикальном взлете превосходит английский истребитель-бомбардировщик вертикального взлета и посадки «Хар-риер». Образцом самолета, рекомендуемого для принятия на вооружение и серийного производства, считать… Як-ЗбМ № 03». Машину сочли доступной для освоения строевыми летчиками, прошедшими специальную тренировку В то же время отмечалось, что «ЛТХ самолета не в полной мере соответствуют требованиям Постановления… и ТТТ ВВС». Данные действительно оказались ниже требуемых. Максимальная скорость на малой высоте составляла 1210 км/ч, на высоте 11 000 м — 1100 км/ч (по ТТТ, соответственно, 1250 и 1400 км/ч). Практическая дальность полета при вертикальном взлете и посадке с двумя УР Х-23 на высоте 200 м — 500 км, на высоте 10 000 м — 860 км (вместо 700 — 750 км и 1400 км). Также отметили, что не отработан взлет с коротким разбегом, а требования это предусматривали.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ЭТАП «Б»).

Программу испытаний на боевое применение в 1974 г. повторили на серийном самолете (ведущий инженер — А.Ф. Травин). По результатам испытаний машину рекомендовали принять на вооружение, проведя ряд доработок: требовалось изменить воздухозаборники ПМД, смонтировать САРПП и встроенную пушку, улучшить обзор из кабины, перекомпоновать приборы.