ГРАЖДАНСКИЕ ВАРИАНТЫ

летные данные,гражданской авиации,нагнетатель,мощность,верхнего крыла,оборудование

В 1936 г. гражданской авиации передали один Р-3ет без вооружения и части оборудования. В том же году он прошел испытания в НИИ ГВФ под обозначением П-3ет (П-Z). Самолет рассматривался как скоростной почтовый с нагрузкой 275 кг.

В 1937 г. Главное управление ГВФ получило от завода №1 100 «зетов». Серийные П-3ет комплектовались примитивными устройствами для слепых полетов по радиомаякам. Если самолет правильно шел по курсу, сигнал в наушниках у пилота звучал равномерно, если уклонялся, то звук с одной стороны усиливался, а с другой — ослабевал. Радиопередатчики на этих машинах отсутствовали. Их у завода просто не было — отсутствовала разнарядка на поставку передатчиков ГВФ.

Несколько машин позже попало в аэро-фотосъемочную службу, где их подвергли переделке — в задней кабине разместили громоздкий плановый фотоаппарат.

Один Р-3ет в ГВФ переделали в поч-тово-грузовой вариант ПТ. Он, как почтовый П-5, имел контейнеры над нижним крылом у фюзеляжа. Но, кроме того, на нем сместили назад на 50 мм верхнее крыло, установили на нижнем закрылки, надставили фюзеляж за кабинами и усилили дополнительными расчалками хвостовое оперение. Полезную нагрузку довели до 494 кг, правда, за счет снижения летных данных.

В марте 1938 г. Главное управление ГВФ отдало приказ о демонтаже нагнетателей с моторов М-34НБ, которые тем самым превращались в М-34Б. Такой шаг увеличивал надежность мотоустановки и ее ресурс, поскольку именно нагнетатель был самой уязвимой частью двигателя. Кроме того, уменьшался расход горючего.

летные данные,гражданской авиации,нагнетатель,мощность,верхнего крыла,оборудование

Технологию подобной переделки разработали в НИИ ГВФ в 1937 г. Но мощность двигателя на большой высоте падала, уменьшались скорость и потолок. Для гражданской авиации это было приемлемо, но военные заявили протест: тем самым уменьшалась пригодность П-3ет для применения в ВВС. В конечном счете пришли к компромиссу: разрешили снять нагнетатели с тех машин, что в военное время намеревались оставить в ГВФ.