ИСПЫТАНИЯ НА ПАЛУБЕ.

ИСПЫТАНИЯ НА ПАЛУБЕ.

Для проверки возможности базирования СВВП на кораблях типа «Киев» Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) построил в 1972 г. натурный отсек корабля с участком полетной палубы. Его доставили на аэродром ЛИИ. На этом отсеке установили Як-36, на котором запускали двигатели для определения влияния реактивных струй на палубу. Первые же запуски вызвали коробление поверхности. Тогда ВИАМ разработал термоэрозион-ностойкое покрытие АК-9Ф, в дальнейшем полетные палубы кораблей типа «Киев» защищались плитами из этого материала. В ЛИИ также замеряли уровень шума в помещениях под полетной палубой.

Предусматривалось проведение летных испытаний Як-ЗбМ на корабле проекта 1123. Для этой цели выделили противолодочный крейсер (ПКР) «Москва». В центре его полетной палубы смонтировали площадку размерами 20 х 20 м, изготовленную из стали толщиной 10 мм. Для испытаний выделили второй опытный экземпляр. Ведущим летчиком назначили М.С. Дексбаха, ведущим инженером — ГА. Матвеева.

Чтобы отработать глиссаду при посадке на крейсер, Дексбаху пришлось потренироваться на вертолете УКа-25. Затем «Москва» ушла в Керченско-Феодосийский залив.

16 ноября 1972 г. на МиГ-15УТИ Дек-сбах выполнил полет для ознакомления с акваторией. В тот же день, но уже на «двойке», он с аэродрома Кировское произвел облет района.

РЛС корабля выдавала данные в кабельтовых и милях, что было крайне непривычно для сухопутного летчика; ему требовались данные в километрах. В 6,5 — 8,5 км от корабля запускались ПД, а за 3,5 — 4 км сопла ПМД переводились в вертикальное положение. Выход нашли простой: на время испытательных полетов в качестве «меток» на соответствующих удалениях от «Москвы» поставили корабли.

ИСПЫТАНИЯ НА ПАЛУБЕ.

Утром 18 ноября на «Москве» по трансляции объявили: «Корабль к посадке самолета изготовить!» Завалили по борту леера ограждения и антенны. Сначала прилетел вертолет Ми-8 с группой кинооператоров и фотокорреспондентов и стал барражировать вдоль посадочной глиссады. Затем на горизонте появилась точка, стремительно приближавшаяся к кораблю.

Проходя над палубой крейсера, «як» качнул крылом и, сделав боевой разворот, стал заходить на посадку. Струи двигателей поднимали мелкую водяную пыль и вокруг консолей крыла играли радужные ореолы. Зависнув над площадкой, Дексбах плавно произвел посадку.

22 ноября он вертикально взлетел с площадки на палубе, сделал круг и сел вертикально. Маршал Борзов, присутствовавший при этом, дал указание командиру ПКР, капитану 2-го ранга А.В. Довбне, внести запись в вахтенный журнал: «День рождения палубной авиации».