04. ВВЕДЕНИЕ КАМУФЛЯЖА


Серая окраска снижала заметность самолётов в воздухе и на фоне воды и вполне удовлетворяла палубную и вообще корабельную авиацию, но для авиачастей, базировавшихся на берегу, оказалась не совсем подходящей. Это выявилось в самом начале японо-китайской войны. Светло-серые бомбардировщики на береговых аэродромах были отлично видны на фоне лётного поля и становились целями для китайской авиации. Сначала попробовали однотонную жёлто-коричневую окраску верхних и нижних поверхностей. Потом поверх неё стали наносить коричневые или зелёные пятна. В итоге разработали новую окраску, сходную с так называемым «сегментным» камуфляжем, применявшимся армейской авиацией. Поскольку использовали её исключительно на сухопутных базах в Китае, то нередко она фигурирует под обозначением «китайская схема». Пятнистый камуфляж неплохо маскировал технику на земле и при взгляде сверху на фоне местности. Последнее должно было уменьшить потери от истребителей.
На верхние и боковые поверхности машин стали наносить крупные неправильные поля тёмно-зелёного и тёмного жёлто-коричневого (или красно-коричневого) цветов. Существовали две разновидности зелёной эмали: более светлая с серым оттенком и более тёмная — с оливковым. Коричневая краска использовалась тоже двух вариантов — потемнее и посветлее. Зелёные поля имели вид наклонных (идущих под углом 40 — 45°) волнистых полос. Полосы всегда шли справа налево по направлению полёта. Соотношение площадей цветовых полей было различным. Первоначально требовали, чтобы

они были равными. Позже для самолётов, воевавших в Северном Китае, стали требовать преобладания коричневого цвета, для действовавших на юге — зелёного. Это явилось следствием оценки преобладающего тона подстилающей местности.
Форма и размеры пятен не регламентировались. На машинах одного и того же типа их расположение могло довольно существенно отличаться и зависело только от фантазии наземного состава, перекрашивавшего самолёты.
Разделительная тонкая светло-голубая полоска между зелёным и коричневым, имевшаяся на самолётах ВВС армии, на машинах морской авиации отсутствовала. Нижние поверхности оставались светлыми. Реально встречались светло-серый, светлый серо-голубой и серебристый цвета. На базах в Корее использовали смесь из четырёх частей светло-серой эмали на одну — светло-зелёной. Получался светло-серый тон с зеленоватым оттенком. В англоязычных изданиях его порой именуют «японским вариантом зелени утиного яйца» — у англичан в начале Второй мировой войны был в ходу подобный маскировочный колер, «зелень утиного яйца» или «синева утиного яйца».
На фюзеляже и мотогондолах зелёные и коричневые поля занимали примерно четыре пятых высоты. Линия раздела между низом и верхом выполнялась волнистой, конфигурация её не регламентировалась. У горизонтального оперения
светлый тон иногда поднимался вверх, доходя до стабилизатора, иногда борта под последним камуфлировались.
Стойки неубирающегося шасси, диски и обтекатели колёс всегда имели цвет нижней поверхности крыла. Светлыми оставались

также межкрыльные стойки и стойки кабана у бипланов. На бомбардировщиках B4Y1 в светло-серый цвет красили также раскосы, идущие от фюзеляжа к нижним плоскостям.
Если на самолёте монтировался двигатель водяного охлаждения, капот его окрашивался единообразно с остальной частью фюзеляжа. Капоты моторов воздушного охлаждения оставили чёрными. Единственным исключением являлись бомбардировщики G4M, у которых их красили так же, как и остальную часть мотогондолы. Лопасти пропеллеров либо не окрашивались, либо имели тёмно-коричневый цвет. На концах лопастей наносили яркие предупреждающие полоски, чаще всего красные.
Интересно, что тогда таким же образом выглядели и поплавковые самолёты, привлекавшиеся к операциям над Китаем, причём не только базировавшиеся на побережье, но и на плавбазах «Чиода» и «Камой». Поплавок до бокового ребра днища был пятнистым, а ниже — светлосерым. Стойки и подкосы поплавков тоже имели светло-серый цвет. На поплавках в плоскости вращения винта наносилась красная полоса без окантовки. На камуфлированных самолётах E8N2 полоса иногда выполнялась белой, той же ширины. Ниже ватерлинии от воздействия морской воды покрытие поплавка часто выглядело обшарпанным, полустёршимся.
Изредка камуфляж наносили и на палубные машины. Известны, например, истребители А5М2, окрашенные подобным образом. Вероятно, их перекрашивали на период действий с береговых баз.
Встречались и самолёты с однотонной маскировочной окраской верхних поверхностей. На бомбардировщиках B4Y1 коричневые пятна

отсутствовали, верхние и боковые поверхности были тёмно-зелёными. Но это в тот период скорее являлось исключением.
Самолёты с пятнистой деформирующей окраской эксплуатировались в Китае до начала 1940-х гг. Последними подобный камуфляж сохраняли двухмоторные дальние бомбардировщики G3M — до первой половины 1942 г.