«КАНОНЕРКИ»

В 1963 г. американцы искали наиболее эффективные средства борьбы с партизанами Южного Вьетнама. При этом вспомнили об идее, выдвинутой еще в годы Второй мировой войны полковником Дж. Мак-дональдом. Тот предлагал осуществлять обстрел с самолета, описывающего круги вокруг цели. Оружие при этом требовалось располагать перпендикулярно оси машины. Группа специалистов, возглавляемая капитаном Р. Терри, начала прорабатывать эту концепцию, взяв за основу C-47D. Никого не волновало, что самолет громоздок, тихоходен и недостаточно маневрен — противник не располагал серьезными зенитными средствами. Наоборот, малая скорость давала прекрасную возможность оценивать обстановку внизу, обнаруживать цели и идентифицировать их. Маневренность не имела существенного значения — зато избыточная устойчивость превращала самолет в стабильную платформу для оружия.

Объемистый фюзеляж позволял взять на борт много горючего и боеприпасов.

В конце 1964 г. группа Терри неподвижно установила в фюзеляже одного C-47D три стандартных контейнера SUU-11 с 7,62-мм авиационными пулеметами «Миниган». У всех них блоки стволов смотрели влево. Прицеливание осуществлялось пилотом с левого сиденья, у него в боковом окне стоял немного доработанный прицел с палубного штурмовика «Скайрейдер». Всего экипаж состоял из семи человек, три из которых перезаряжали пулеметные установки. Испытания показали, что за весьма короткое время достигается поражение большой площади, причем с довольно высокой точностью. Если учесть, что противником американцев в то время была исключительно пехота, то ставку на пулеметное вооружение следует признать вполне обоснованной.

Однако пулеметные установки и их боекомплект сместили центровку самолета назад, несколько усложнив пилотирование.

Доработанный самолет, названный FC-47D, отправили на боевые испытания в Южный Вьетнам. Там его попробовали применять и днем и ночью, достигнув, по мнению командования, положительных результатов. Самолет получил прозвище «ганшип» («канонерка»). В начале 1965 г. ВВС заказали еще четыре подобные машины под обозначением AC-47D. Поскольку контейнеры были в дефиците, самолеты на авиабазе Кларк на Филиппинах вооружили восемью-десятью пулеметами М2 калибра 7,62 мм. При этом монтировались одна установка с четырьмя пулеметами (в правой створке грузового люка) и две-три спаренных (в двери и окнах). Секундный залп при этом уменьшился втрое. В 1966 г., получив «миниганы», все AC-47D доработали по первоначальному образцу. Год спустя контейнеры заменили специальными установками MXU-470/A. Пулеметы в них применили те же, но из-за отсутствия корпуса упростилось перезаряжание, а стволы без кожуха лучше охлаждались. Общий боезапас составлял 15 000 патронов, в ночное время на борт брали еще 45 — 60 осветительных ракет. Всего в «канонерки» для ВВС США доработали 47 транспортных машин.

Подобные самолеты делали и по зарубежным заказам. Летом 1971 г. камбоджийские экипажи перегнали в Пномпень два АС-47, вооруженных каждый тремя 12,7-мм пулеметами МЗ, стрелявшими в окна левого борта (из них два — на спаренной установке). Возможно, четыре машины, позже переданные американцами Камбодже, были вооружены так же. В 1984 г. четыре аналогичных «ганшипа» поставили Сальвадору. Колумбия в 1987 г. получила восемь машин с усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием, включавшим инфракрасную поисковую систему.