11. КОМАНДИРСКИЕ ПОЛОСЫ


В 1939 г. на самолётах морской авиации ввели должностные обозначения, так называемые командирские полосы. Машины командиров палубных эскадрилий, полков и дивизий несли соответственно одну, две и три полосы. В литературе упоминается и вариант с четырьмя полосами — для руководителей специальных операций. Размещение полос инструктивными документами не определялось и отличалось немалым разнообразием. Встречались варианты с полосами на киле и на фюзеляже. На фюзеляже они могли располагаться на хвостовой части перпендикулярно оси машины или наискосок под углом примерно 45° к ней. Наклон всегда шёл спереди назад. Исключение — истребители А6М, на которых с 1942 г. иногда рисовали не полосы, а шевроны углом вперёд.
На вертикальном оперении встречались три варианта полос. Первый — горизонтальная полоса (полосы) на верхней трети оперения. Второй — горизонтальная полоса (полосы), не доходящая до передней и задней кромок оперения и расположенная примерно по середине высоты руля направления. Третий — полоса (полосы) на самом кончике вертикального оперения, нарисованные с наклоном вверх-назад. Последний был типичен для истребителей А5М с красной окраской хвостовой части, причём полосы в этом случае обязательно имели белый цвет Командир полка мог использовать комбинацию из двух длинных и одной короткой (не доходящей до кромок оперения) полос.
У палубных самолётов полосы всегда были горизонтальными, одинаковой ширины (примерно 150 — 200 мм), береговые соединения использовали комбинации прямых
и наклонных полос, ширина которых варьировалась. У командира эскадрильи на хвостовой части фюзеляжа рисовали широкую косую полосу, а на киле — горизонтальную, в два раза уже. У командира полка на киле и фюзеляже было по две полосы одинаковой ширины, в два раза уже, чем широкая полоса на машине командира эскадрильи. На самолёте командира дивизии на вертикальном оперении тоже имелось две полосы, но в сочетании с одной прямой и одной наклонной полосами на фюзеляже. При этом косая полоса начиналась на нижнем конце вертикальной и заканчивалась возле кабины.
С началом войны на Тихом океане вертикальные полосы постепенно были вытеснены наклонными, которые наносились только на фюзеляж; ширина их оставалась прежней. У командира полка полоса уже не охватывала весь фюзеляж, а только примерно две трети его высоты, обрываясь внизу. Эти обозначения окончательно установились к середине 1943 г.
После 1943 г. количество вариантов увеличилось. На истребителях полосы заменили шевронами углом вперёд, на бомбардировщиках их опять переместили на вертикальное оперение, сделав горизонтальными. Знаком командира дивизии осталась комбинация из вертикальной и наклонной полос, но первая охватывала только две трети высоты фюзеляжа, а вторая стала в два раза шире. Дополнительно ввели косую полосу на крыле; она была в два раза уже полос на фюзеляже и зрительно начиналась как бы от мотора, расходясь лучами примерно к середине задней кромки крыла.
Иногда цвет полос дополнительно указывал на полк в составе
дивизии: 1-й — белый, 2-й — синий, 3-й жёлтый. В период войны на Тихом океане в Китае и Юго-Восточной Азии цвет полосы у истребителей мог сообщать о принадлежности машины к определённому театру боевых действий. В Китае использовались жёлтые полосы, на Тайване — синие, в Юго-Восточной Азии — белые.
В соединениях бомбардировщиков берегового базирования иногда применяли сходные с командирскими горизонтальные или наклонные полосы на вертикальном оперении для указания, какому полку принадлежит машина. В этом случае 1-му полку полагалась одна полоса, 2-му — две, 3-му — три. У истребителей, реже у бомбардировщиков, встречались полосы на хвостовой части фюзеляжа.
На одном и том же самолёте могли изображаться полосы разного назначения, отличавшиеся по цвету и ширине. У палубных машин полосы на фюзеляже могли служить дополнением к обозначениям на киле.