КОНСТРУКЦИЯ БОМБАРДИРОВЩИКА SHORT STIRLING

Бомбардировщик Stirling Mk.I — это свободнонесущий среднеплан, оснащенный четырьмя двигателями Bristol Hercules. Его крыло по своей конструкции аналогично крылу летающей лодки Short S.23 Empire—двухлонжеронное, с обшивкой из дюралюминиевых листов, приклепанных впотай к лонжеронам и нервюрам. Крыло бомбардировщика отличалось наличием продольных связей, образующих вместе с нервюрами и лонжеронами решетчатую коробку, противостоящую кручению. Закрылки типа Gouge занимали 48% хорды крыла.

Пространство внутри крыла использовалось для размещения топливных баков: четыре больших бака располагались между лонжеронами, два — между лонжеронами и закрылком и один—в корневой части передней кромки крыла. Это обеспечивало общий запас топлива в 10 247 л. Все баки протектировались, за исключением находившихся в корневых частях передней кромки крыла, поскольку они использовались только для полетов на предельный радиус и топливо из них расходовалось непосредственно после взлета. Запас топлива мог быть увеличен за счет установки шести перегоночных баков суммарной емкостью 1000 л в крыльевых бомбо-отсеках.

На Stirling Mk.I устанавливали двигатели Hercules II мощностью 1375 л.с, на Stirling Мк.Ш — Hercules VI мощностью 1590 л.с. при 2900 об/мин на взлете и 1020 л.с. при 2500 об/мин на крейсерской скорости.

Фюзеляж бомбардировщика состоял из четырех отдельных секций; шпангоуты внутри каждой секции соединялись цельными стрингерами (вместо коротких стрингеров между отдельными шпангоутами, что было обычной практикой для Short).

Четыре секции окончательно стягивались болтами через перемычки концевых шпангоутов.

Нижние стороны лонжеронов центроплана располагались на уровне главной палубы самолета, опиравшейся на три большие продольные ферменные балки, формирующие три параллельных бомбоотсека длиной по 12 800 мм каждый. Бомбоотсеки имели ширину по 483 мм, что было достаточно для размещения 227-кг фугасных или 907-кг бронебойных бомб, однако подвесить в отсеках бомбы большего калибра было невозможно.

Экипаж самолета состоял из двух пилотов, штурмана-бомбардира, двух стрелков, борт-инженера и радиста. Два последних размещались в кабине перед передней кромкой крыла, перед ними располагался пост штурмана, а пилоты сидели в полностью остекленной кабине на уровне переднего края бомбоотсеков.

Наличие отдельного поста борт-инженера привело к тому, что оборудование кабины пилотов упростилось по сравнению с другими бомбардировщиками RAF начала войны. Панель автопилота и компас Р.4 находились слева от первого пилота, имевшего обычный набор контрольных приборов, дополненный авиагоризонтом и радиокомпасом. На узкой панели в центре кабины между пилотами располагались переключатели выпуска закрылков и индикаторы их положения, а над ней — краны основных топливных баков. Секторы газа и различные рычаги были размещены между пилотами; единственными приборами контроля двигателей были индикаторы уровня наддува и тахометры. Место бомбардира находилось впереди в носу ниже летной палубы, оно оборудовалось прицелом и переключателем автопилота.

Сразу над ним располагалась передняя турель FN.5 со спаренными 7,7-мм пулеметами Browning. Боезапас передней и хвостовой стрелковых установок составлял 1000 патронов на ствол. Носовая и верхняя турели приводились в движение гидроприводом (спаренный насос с приводом от правого внутреннего двигателя), а задняя — насосом с приводом от левого внутреннего двигателя.

Центроплан крыла проходил через фюзеляж как раз за постом радиста. Пространство над ним использовалось для размещения баллонов с кислородом, а ниже находилась койка для отдыха. В фюзеляже за бомбоотсеками хранились спасательные жилеты и сигнальные ракеты, там же располагался аварийный люк (в полу) и входная дверь для экипажа (в левом борту). Позади этого отсека, над задним колесом, рядом с трапом в отсеке хвостового стрелка размещался туалет. Хвостовой стрелок управлял турелью FN.20A с четырьмя пулеметами Browning.