КИ.46 — СОЗДАНИЕ САМОЛЁТА

В конце 1930-х гг. основным типом дальнего разведчика в авиации японской армии являлся КИ.15 — довольно большой одномоторный трёхместный моноплан, принятый на вооружение в 1937 г. Этот же самолёт с небольшими отличиями по оборудованию эксплуатировался морской авиацией под обозначением С5М. Несмотря на неубира ющееся шасси, машина отличалась неплохой скоростью и успешно уклонялась от перехвата истребителями противника. Но в те годы авиация стремительно прогрессировала; то, что устраивало сегодня, не подходило завтра. Во время боёв на Халхин-Голе летом 1939 г. Ки.15 уже перехватывались и сбивались советскими истребителями последних модификаций.
Всё это послужило причиной того, что вскоре после начала серийного выпуска Ки.15 японцы начали разработку технических требований к дальнему разведчику следующего поколения. В том же 1937 г. в Техническом управлении штаба ВВС императорской армии майор Фудзита и инженеры Андо и Танака приступили к изучению тенденций развития самолётов данного назначения. Результатом стало новое задание, подписанное в конце осени. Военным требовался скоростной дальний разведчик, способный в мирное время совершать тайные полёты над территорией сопредельных стран. Главным условием его неуязвимости авторы задания считали скорость. От машины требовалось держать крейсерскую скорость 420 км/ч в течение шести часов на высоте 4000 — 6000 м; максимальная скорость определялась в 600 км/ч. Для того времени это были чрезвычайно высокие требования. Новый японский разведчик Ки.46-II из 55 отдельной эскадрильи на аэродроме Наньюань под Пекином, август 1944г.мог обогнать истребители, только что поступившие на вооружение в Англии (Харрикейн) И США (Р-36А). Причём в обоих случаях перевес получался весьма значительным — 80 — 90 км/ч.
Резкое повышение скорости обещал переход к схеме двухмоторного моноплана с полностью убирающимся шасси. В задании перечислялись три типа моторов, которые могли быть установлены на машине: Кавасаки Ха.20-0цу (790 л.с), Накадзима Ха. 25 (950 л.с.) и Мицубиси Ха.26 (850 л.с). Всё это были звездообразные двигатели воздушного охлаждения.
По мнению составителей задания, при высокой скорости мощное оборонительное вооружение разведчику не требовалось. Самолёт должен был ускользать от истребителей, а не вести с ними бой. Поэтому предусматривался всего один пулемёт типа 89 калибра 7,7 мм с боезапасом 216 (почему выбрали такую некруглую цифру — остаетcя загадкой) патронов, расположенный в задней кабине.
Задание на новый разведчик фирма «Мицубиси дзюкогё» получила 12 декабря 1937 г. Разработкой машины руководил главный конструктор Томио Кубо. Над проектом разведчика вместе с ним работали Х. Като, М. Мидзуно и с. Сугияма.
При конструировании новой машины использовали опыт работы над двухмоторным тяжёлым истребителем Ки.39, который был доведён только до стадии технического предложения. Для него предусматривался вариант с увеличенным радиусом действия, именовавшийся Ки.40. Общую компоновку этой машины и ряд конструкторских решений использовали в новом разведчике, обозначенном Ки.46.
Первоначально Кубо не соглашался с предложенным Предшественник Ки.46 одномоторный разведчик Ки.15военными списком рекомендуемых моторов, считая, что с точки зрения аэродинамики выгоднее использовать двигатели жидкостного охлаждения. Но мощных моторов такого типа в Японии тогда не имелось. Пришлось выбирать из числа предложенных. Кубо остановился на Ха.26 (тип 99) — при двухрядной компоновке он имел наименьший наружный диаметр.
С учётом требуемых высоких скоростей полёта конструкторы уделили большое внимание аэродинамике. В этом им помогали специалисты Института аэронавтических исследований при Токийском университете. Там в аэродинамической трубе продувались модели вариантов самолёта и его отдельных узлов. Эти исследования привели к тому, что первоначально выбранный профиль крыла заменили на более тонкий, а фюзеляж и капоты моторов предельно обжали. Последнее диктовалось не только желанием достичь наименьшего аэродинамического сопротивления, но и требованием обеспечить экипажу разведчика хороший обзор в стороны.
В результате Кубо и его команда спроектировали изящный и лёгкий двухмоторный цельнометаллический свобод-нонесущий моноплан. Трапециевидное в плане тонкое крыло имело один главный лонжерон и два вспомогательных. Фюзеляж очень чистых очертаний выполнялся по схеме полумонокок, с овальным поперечным сечением. Обшивка самолёта была несущей, гладкой, с потайной клёпкой. Однокилевое хвостовое оперение включало рули высоты и направления, обшитые металлом, а не обтянутые полотном.
В носовой части фюзеляжа находился отсек, где располагался один из фотоаппаратов. Вместо него там Первый опытный образец Ки.46мог размещаться дополнительный бензобак. Экипаж разведчика состоял из двух человек. Пилот сидел у передней кромки крыла, стрелок-радист — у задней. Каждый имел собственную кабину под отдельным фонарём. Места членов экипажа разделял основной бензобак. Ещё два бака располагались в крыле.
В задней кабине монтировался 7,7-мм пулемёт типа 89 с боезапасом 216 патронов. Чтобы привести его в боевое положение, требовалось сдвинуть вперёд одну из секций фонаря. В походном же положении стрелковая установка не нарушала обтекания фюзеляжа. Второй фотоаппарат тоже находился у стрелка.
Шасси в полёте полностью убиралось. Основные стойки складывались назад в мотогондолы и целиком закрывались щитками, хвостовое колесо укладывалось назад в нишу фюзеляжа, закрывавшуюся щитками заподлицо с обшивкой.
14-цилиндровые двухрядные звездообразные двигатели Xa.26-I (875 л.с.), располагавшиеся в хорошо обтекаемых гондолах, вращали трёхлопастные металлические винты-автоматы. Их втулки закрывались большими коками.
Поскольку самолёт не предполагалось использовать как лёгкий бомбардировщик, то бомбовое вооружение отсутствовало.
К изготовлению первого опытного образца приступ или примерно через год после начала проектирования на заводе «Мицубиси» в Гифу под Нагоей. Он был готов в конце ноября 1939 г. В том же месяце его перевезли на аэродром Кагамигахара и впервые подняли в воздух. Разведчик пилотировал майор Юозо Фудзита. В ходе испытаний самолёт продемонстрировал хорошие лётные данные, но скорость его не превысила Первый опытный образец Ки.46 на испытаниях540 км/ч на высоте 4000 м. Получалось, что недобор до требований задания составил 60 км/ч, но в то же время разведчик обгонял новые японские истребители. Армейский моноплан Ки.43-I уступал опытному образцу Ки.46 примерно 55 км/ч, а лучший из лучших -палубный истребитель А6М2, где-то 8 — 10 км/ч. Возможно, именно это привело к тому, что машину и в таком виде приняли на вооружение авиации императорской армии как «тип 100», что примерно соответствует нашему «образца 1940 г.», только летосчисление использовалось японское. Точнее говоря, самолёт официально именовался «стратегическим разведчиком тип 100 модель I», но чаще в документах фигурировало краткое обозначение -Ки.46-I.
Но надо сразу упомянуть, что своей цели конструкторы «Мицубиси» не достигли. Ки.46 мог легко уйти от истребителей японских, но на Западе (в Германии и Великобритании) в 1940 г. уже имелись более совершенные машины. Так, английский «Спитфайр» IIA опережал японский разведчик более чем на 50 км/ч. Концепция неуязвимости за счёт скорости оказалась под угрозой. Тем не менее Ки.46-I запустили в серию на заводе в Гифу.