ГЛАЗА ВОЙНЫ

Ки.  46-11 из  18-й отдельной эскадрильи.  Обратите внимание на антенну радио­ полукомпаса в обтекателе Говорят, что воздушные разведчики -это глаза войны. Ни одна более-менее значительная операция не начинается без авиаразведки. Так вот, Ки.46 с начала войны на Тихом океане и вплоть до капитуляции Японии обеспечивали важнейшей информацией командование императорских армии и флота. Они могли проникнуть В тыл противника и с большой вероятностью вернуться обратно с бесценными снимками. Без них, можно сказать, штабы были бы слепы, как кроты.
Самолёты первой модификации, Ки.46-I, использовали в основном в учебных целях. Большую часть их передали в лётную школу В Симосидзу, где готовили пилотов для разведывательной авиации. Там проходили эксплуатационные испытания новой машины.
В июне 1941 г. на аэродроме Кагамигахара на новые разведчики стала переучиваться 18-я отдельная эскадрилья (чутай), получившая семь самолётов типа Ки.46-11. На их вертикальном оперении нарисовали эмблему части прыгающего тигра. После завершения курса переподготовки эскадрилью перебросили на фронт в Китай. В августе 1941 г. её экипажи совершили первые боевые вылеты в районе Чунцина. Авиация генералиссимуса Чан Кайши к этому времени уже была сильно потрёпана, имевшимся у неё устаревшим советским истребителям И-15бис и И-16 было не по силам догнать новейший японский разведчик. Поэтому довольно долгое время Ки.46 действовали совершенно безнаказанно.
в сентябре 1941 г. 18-ю отдельную эскадрилью развернули в 81-й разведывательный полк (сентай) под командованием капитана Икеды. Японский разведывательный полк того времени был Наземный  состав у Ки.  46-11 в технической школе в  Токорозавенебольшим, включая две-три эскадрильи по шесть машин. Но новой техники не дали, пополнив часть старыми одномоторными разведчиками Ки.15. В октябре в полку числились семь Ки.46 и 12 Ки.15. Первые совершали дальние полёты, осуществляя стратегическую разведку, вторые работали по ближним тылам противника. Ки.46 использовали также как лидеры, которые вели на цель группы бомбардировщиков.
В ноябре 1941 г. в рамках подготовки к развязыванию войны на Тихом океане японское командование перебросило 81-й полк в уже захваченный к тому времени Индокитай. Самолёты разместили на аэродроме под Сайгоном. Оттуда они начали тайные полёты над Малайей, фотографируя районы будущей высадки десантов на побережье.
К этому времени в составе авиации императорской армии появилось ещё несколько частей, вооружённых Ки.46. С июля 1941 г. на них начали переходить 50, 51, 70, 74-я и 76-я отдельные эскадрильи. Две первые, так же, как 81-й полк, укомплектовали Ки.46 лишь частично, дополнив старыми Ки.15. 50-я эскадрилья получила в общей сложности пять машин, 51-я — шесть. 50-ю и 51-ю эскадрильи свели в 15-й отдельный разведывательный полк и тоже отправили в Индокитай, на территорию современной Камбоджи. 50-ю эскадрилью разместили в Компонгтра, 51-ю — в Пномпене.
По нескольку Ки.46 выделили частям, базировавшимся на Формозе (Тайване). В их число вошли 8-й полк, включавший две эскадрильи бомбардировщиков и эскадрилью разведчиков, и 76-я разведывательная эскадрилья, подчинённая 10-му разведывательному полку. ПослеКи. 46-11 из  18-й отдельной эскадрильи нападения японцев на Пёрл-Харбор эти самолёты начали полёты над Филиппинами.
Американская разведка, устав от сложной системы обозначения японской авиационной техники, создала свою -гораздо более простую. Истребителям присваивали мужские имена, машинам остальных классов — женские. Ки.46 у них стал именоваться «Дина». Японцы же нередко называли машину «Шитей», но это не имя, а слоговое сокращение от японского сочетания «самолёт-разведчик», примерно такое же, как немецкое «Штука» от «штурцкампффлюгцойг» -«пикирующий бомбардировщик».
Ещё две отдельные эскадрильи, 70-ю и 74-ю, частично укомплектованные Ки.46, разместили в Маньчжурии. Там тогда находилось марионеточное государство Маньчжоу-Го, полностью контролировавшееся из Токио. На его территории дислоцировались японские войска, входившие в состав мощной Квантунской армии. Из рапортов наших пограничников и частей Дальневосточного фронта трудно понять, нарушали ли Ки.46 в ходе разведывательных полётов границу. Дело в том, что сообщения обычно поступали в очень расплывчатой форме: «двухмоторный моноплан», «самолёт, похожий на наш СБ» и так далее. Истребители на перехват нарушителей поднимали, но неудачно. Это неудивительно. Аэродромы располагались довольно далеко друг от друга, а на Дальнем Востоке практически до конца войны не имелось истребителей современнее, чем И-16 и И-15З. За японским разведчиком им было не угнаться. Поэтому до лета 1945 г. нашим специалистам не досталось даже обломков Ки.46.
Война на Тихом океане фактическиЛётчик у Ки.  46-11- японский плакат,  призывающий вступать  в  военно-воз­ душные силы армии началась в Малайе. Если учесть разницу во времени, японские десанты приступили там к высадке раньше, чем первые бомбы упали на Пёрл-Харбор. Ки.46 81-го полка вели разведку на маршрутах движения конвоев с войсками и в районах предстоящей высадки. Позже их отправили фотографировать Сингапур: командование императорской армии хотело знать местонахождение крупных боевых кораблей англичан и отслеживать передислокацию авиации противника. Над Малайей работали также экипажи 15-го отдельного полка.
С середины декабря разведчики появились в небе Голландской Ост-Индии (ныне Индонезии). В первую очередь, японцев интересовал район Палембанга на острове Суматра, где располагались нефтяные месторождения и нефтеперегонные заводы. Своей нефти у Японии не имелось, импорт с началом войны прекратился. Захват Палембанга имел стратегическое значение. На основании отснятых с Ки.46 фотографий командование выбрало места высадки и маршруты движения войск. Перед началом операции была проведена рекогносцировка: командиров частей посадили в задние кабины самолётов и показали с воздуха районы, где им предстояло действовать. Голландская авиация никакого сопротивления им не оказала. 14 января 1942 г. японцы высадили парашютный, а затем морской десант в окрестностях Палембанга и захватили их. Ки.46 в ходе операции вели разведку района десантирования и прилегающей местности. Позже подобным образом они действовали при оккупации острова Ява.
С 1 О января 1942 г. Ки.46, переброшенные в Амбон на острове Целебес, сталиКи.  46-11 из 81-го полка совершать регулярные полёты над Северной Австралией. Они поодиночке практически ежедневно фотографировали Дарвин и его окрестности. Дарвин, небольшой городок на побережье, после начала войны стал важным связующим звеном между обжитым югом Австралии и линией фронта на островах. Там имелся порт, два больших аэродрома и гидробаза для летающих лодок. Используя данные воздушной разведки, 19 февраля по Дарвину нанесли удар самолёты с авианосцев соединения адмирала Нагумо. Они потопили 17 торговых судов и американский эсминец, уничтожили ЗА самолётов.
В феврале 1942 г. японские разведчики впервые появились над Бирмой. Это были самолёты 15-го отдельного полка. 51-я эскадрилья летала из Рампенга в уже захваченном японцами Таиланде. После продвижения императорской армии в глубь Бирмы 50-ю эскадрилью разместили в Мингалодоне. Большинство вылетов совершалось на фотографирование крупного аэродрома англичан в Магве и порта Акьяб.
19 февраля два Ки.46 придали 8-му бомбардировочному полку. Ранее у него имелся, по крайней мере, один самолёт этого типа, но к моменту перебазирования в Бангкок после захвата Таиланда в его разведывательной эскадрилье числились только Ки.15. Эти две машины использовали для слежения за английскими аэродромами в Бирме. После обнаружения скопления там авиатехники по площадке наносили удар бомбардировщики Ки.48.
Долгое время Ки.46 действовали совершенно безнаказанно. Англичане и голландцы держали в колониях устаревшие машины. Их истребители не могли состязаться с «Диной»Ки. 46-11 неизвестной  части на аэро­дроме В скорости И высоте. У американцев на Филиппинах тоже стояло на аэродромах всякое старье. Малочисленные ВВС Таиланда и, особенно, Филиппин можно было вообще не принимать в расчёт. Французы не оказали захватчикам сопротивления. Стрелкам-радистам японских разведчиков доводил ось стрелять только на тренировках. Пулемёты просто перестали брать с собой, за что позже поплатились.
Первую «Дину» сбил о. Олсон из 2-й эскадрильи Американской добровольческой авиагруппы (более известной как «Летающие тигры»). Эта часть входила в состав ВВС Китая, но была полностью укомплектована американскими лётчиками. Формально они являлись наёмниками, но госдепартамент и штаб армии США приложили немалые усилия, чтобы пополнить группу опытными военными пилотами и лётчиками-испытателями. Военным, например, предоставлялся бессрочный отпуск. Группа летала на американских истребителях Хок 81 — экспортном варианте Р-40В. Ки.46 из 15-го полка попался Олсону 29 марта 1942 г. в районе Лояна, недалеко от границы Бирмы с Китаем, и был сбит после короткого боя.
Второй разведчик тоже уничтожили «тигры». 28 апреля экипаж капитана Х. Такеучи из 18-й отдельной эскадрильи, проводивший разведку аэродрома Чиа Ба близ бирманской границы, напоролся там на американцев. Сбитый Ки.46 записали на счёт (здесь этот бухгалтерский термин нужно понимать буквально — американцы, кроме оклада; получали премиальные за каждый уничтоженный самолёт) У. Бартлинга из 1-й эскадрильи.
В апреле 15-й полк отвели в Маньчжурию. 81-й полк закончил операции вТехническое обслуживание Ки. 46-II. Хорошо видно,  как открываются,  складываясь,  фонари кабин Голландской Ост-Индии, которая уже вся находилась в руках японцев. Его разделили на две части: одна эскадрилья направилась на Новую Гвинею, другая — в Бирму. Там же, в Бирме, продолжал ось перевооружение разведывательной эскадрильи 8-го полка. Она полностью сдала старые КИ.15 к весне 1943 г.
Разведчики 8-го и 81-го полков действовали в Бирме долго. Они совершали рейды в Китай — на Куньмин и Юннань, а также в Индию — на Читтагонг (порт в современной Бангладеш) и Импхал, где шли упорные бои.
Весной 1942 г. 1-ю эскадрилью 81-го полка переименовали в 81-ю отдельную эскадрилью и перебросили на Соломоновы острова. Там она нередко выполняла задания командования флота, причём в состав экипажей иногда включали морских лётчиков-наблюдателей. 76-я эскадрилья до сентября находилась на Филиппинах. Затем её решили отправить на Новую Гвинею. Первоначально предполагали перегнать самолёты по воздуху, используя в качестве лидера морской бомбардировщик G4M. Но потом пришли к выводу, что идея неудачна — слишком велика разница в крейсерской скорости. Разведчики доставили на остров Трук на палубе авианосца, а оттуда они уже «своим ходом» добрались до Новой Гвинеи. В Рабауле на острове Новая Британия они оказались в середине октября.
В июле 1943 г. на Новую Гвинею послали 74-ю отдельную эскадрилью. Пока она добиралась до места, пока готовили для неё аэродром, ушло полтора месяца. Наконец лётчики были готовы поднять самолёты в воздух. Но 17 августа по площадке, где дислоцировалась эскадрилья, отбомбиласьАвария Ки.46-II из 19-й отдельной эскадрильи типична - правая стойка  шасси сложилась на посадке группа американских В-25. Потери были так велики, что воинскую часть расформировали, а уцелевшие машины раздали по другим. Это увеличило нагрузку на 81-ю эскадрилью, оперировавшую в том же районе.
В январе 1944 г. на этом фронте появились самолёты модификации Ки.46-III. Ими была вооружена 82-я эскадрилья, прибывшая на Новую Гвинею из Маньчжурии. Эскадрилью разместили на аэродроме Сентани. Повышение лётных данных разведчика не спасло японцев от потерь — им теперь противостояли новые истребители американцев. 6 февраля капитан Смит из 8-й истребительной группы атаковал и сбил Ки.46-III из 82-й эскадрильи, Вскоре эту часть оттянули в тыл.
Самолёты 15-го полка перелетели на остров Халуку. В мае — июне 1944 г. оттуда они вели разведку южного побережья Новой Гвинеи, где располагались базы союзников. Когда в июле завязались бои за Марианские острова, полк перебросили на остров Палау, а в сентябре отвели на Филиппины, уже переставшие быть тылом.
Одним из приоритетных направлений деятельности воздушной разведки японцев являлась Австралия, через которую шло снабжение войск на островах Тихого океана. Основной базой разведчиков продолжал оставаться Амбон на Целебесе. В апреле 1942 г. туда прибыла 70-я отдельная эскадрилья, переведённая из Маньчжурии. К этому времени её полностью перевооружили на Ки.46-1I, которые вели разведку над морем Банда и северным побережьем Австралии, включая Дарвин. Осенью эскадрилью перебросили в Коепанг, откуда до Дарвина было ближе; это позволило увеличить частотуКи.  46-11 неизвестной  части на аэродроме вылетов. В конце января 1943 г. место дислокации части опять изменилось: она перебазировалась на западную оконечность острова Тимор. Оттуда стали совершать полёты в глубь территории Австралии, добираясь до Дэйли-Уотерс и Кэтерайна.
К этому времени австралийцам из Англии доставили истребители «Спитфайр» V. ДЛЯ них «достать» Ки.46 не составляло проблемы. 6 февраля 1943 г. флайт-лейтенант Фостер из 54-й эскадрильи над островом Мелвилл перехватил и уничтожил японский разведчик, который пилотировал К. Сетагучи. Австралийского летчика наводил с земли оператор, пользовавшийся данными РЛС. Чуть больше, чем через месяц, 7 марта два «спитфайра» из 457-й эскадрильи примерно в 25 км от Дарвина настигли Ки.46 с экипажем Т. Ютаки. Победу записали пополам — ведущему пары Д. Маклину и ведомому Макдауэллу. Перехват и на этот раз осуществлялся по указаниям оператора наведения.
Потери вынудили японцев уменьшить интенсивность полётов и сменить тактику. От радиолокаторов скрывались, подходя со стороны моря на предельно малой высоте и большой скорости. Но и это не стало спасением. 18 июля в районе военной базы Фентон пропал разведчик с экипажем А. Егучи. Позже выяснилось, что его сбил «Спитфайр». Победу одержал командир 457-й эскадрильи К. Джеймс. «Дины» стали летать группами. Над сушей они разделялись, и каждый самолёт следовал по своему маршруту, снимая запланированные объекты. Расчёт был на то, что операторы ПВО не уследят сразу за всеми машинами. Но и эта затея провалилась. 17 августа из пяти Ки.46,Ки. 46-11 на аэродроме  в джунглях.  Нижний люк в кабине стрелка-радиста открыт проводивших фотосъёмку, сбили три; один из них опять уничтожил К. Джеймс.
После этого японские самолёты с месяц не показывались над Австралией. Затем тактику опять поменяли. 9 сентября 1943 г. два разведчика двинулись к целям с охранением из 36 истребителей А6М2. Впервые на этом театре японцы попытались подавить радиолокаторы — им ставили пассивные помехи, сбрасывая полоски фольги. Но истребители австралийцев вынудили Ки.46 сойти с маршрута. В результате до середины 1944 г. японские разведчики совершали над Австралией только эпизодические полёты. При этом они постоянно сталкивались с усиливающейся системой ПВО. Авиация союзников начала бомбить передовые аэродромы; площадку на Тиморе стали использовать только для вынужденных посадок.
Потери 70-й эскадрильи постоянно росли. 12 июня 1944 г. был сбит самолёт К. Цуцуи, 20 июля «спитфайры» из 54-й эскадрильи расстреляли «Дину» И. Киокси. Всего за 158 полётов над Австралией 70-я эскадрилья лишилась восьми машин и 16 членов экипажей, включая командира части. В конце июля 1944 г. эскадрилью отвели на Новую Гвинею, а после высадки американского десанта в заливе Лейте — на Филиппины. Там же сосредоточили 2-й и 15-й полки. 2-й полк из-за больших потерь и пополнения молодыми неопытными лётчиками с мая совершал только тренировочные полёты. В связи С высадкой американцев на Марианских островах разведчики 22 июня перебросили на острова Пелелиу, но уже 1 О июля вернули обратно. К ноябрю в полку осталось десять машин, из них несколько модификации Ки.46-III.Ки. 46-11 готовится к взлёту
К этому времени 10-й разведывательный полк находился на Формозе. Ему удалось достичь значительных успехов в операции против подходившего к острову американского флота. Так, 16 октября один из самолётов полка выявил местонахождение авианосцев противника. Действия 10-го полка поддержал 2-й полк с Филиппин. 15 октября на поиск американских кораблей подняли сразу десять Ки.46. Они нашли группу авианосцев и помогли навести на них бомбардировщики.
После высадки американцев на Филиппинах 2-й полк понёс значительные потери. Для компенсации ему 22 октября передали три машины из 20-й отдельной эскадрильи. А два дня спустя с Курильских островов прибыл 38-й полк, перевооружённый на Ки.46 в апреле 1943 г. Группировку на Филиппинах 21 ноября усилили 15-м полком, переброшенным из Японии. Три его эскадрильи были почти полностью укомплектованы Ки.46-1II. В ходе обороны Филиппин все три полка работали очень интенсивно, совершая полёты над сушей и морем. Они осуществляли разведку передвижений войск противника, искали американские корабли и как лидеры вели на цели бомбардировщики. Но острова японцы не удержали, в феврале 1945 г. все разведчики эвакуировали в метрополию.
В июне 1944 г. японское командование было озабочено возможной высадкой войск союзников на Суматре. Для его отражения сформировали соединение «Се» В составе 58-го бомбардировочного полка и 74-й отдельной разведывательной эскадрильи, которая за время сравнительно недолгого отдыха в Японии получила самолёты Ки.46-111. В декабре это Американцы бомбят японский аэро­ дром на Новой Гвинее,  1944 г.  Видны  три разведчика Ки. 46-11 и падающая на  парашюте бомбаформирование решили использовать для удара по британским базам на Цейлоне. Но расстояние превышало дальность полета Ки.46 даже с дополнительным подфюзеляжным баком. Предлагалось подвесить ещё два таких же под крыльями. Но для этого нужно было смонтировать ухваты и проложить в плоскостях топливные магистрали. До реализации идеи дело не дошло — англичане успели раньше. 4 января 1945 г. аэродромы на Суматре атаковали самолёты с британских авианосцев. «Дины» подняли искать английские корабли, после чего Ки.21 58-го полка сделали попытку их бомбить. Японцы понесли значительные потери и от зенитчиков, и от истребителей, и как следствие — активность японской авиации в последующие дни резко упала.
В начале 1945 г. важной задачей японской воздушной разведки являлось слежение за американскими базами на Марианских островах. Самолёты стартовали с аэродрома Симосидзу в Японии, дозаправлялись на Иводзиме и фотографировали аэродромы противника. Затем следовала ещё одна заправка на Иводзиме и обратный путь с драгоценными снимками.
Развитой сети радиолокационных станций у японцев не имелось. Этот недостаток пытались возместить организацией воздушных дозоров. Ки.46 патрулировали на большой высоте над морем, стараясь визуально обнаружить соединения американских бомбардировщиков на подходе к берегам Японии. Если им это удавалось, то у перехватчиков появлялось дополнительное время набрать высоту и выйти в нужный район для отпора противнику.
Размещённый на Формозе 10-й полк ещё раз смог обеспечить японскоеЯпонские механики работают с правой  стойкой шасси Ки. 46-11 командование ценной информацией. 22 марта разведчик засёк соединение американских кораблей, подходящее к Окинаве. На следующий день началась высадка десанта, но предупреждённая береговая оборона оказала ему сильное сопротивление.
В апреле 1945 г. на острове Кюсю сосредоточили авиационные части, которые должны были действовать как камикадзе. Их действия обеспечивались 19-й отдельной разведывательной эскадрильей, подчинённой командованию военно-морского флота. Её самолёты отыскивали цели, наводили на них камикадзе, среди которых было много слабо подготовленных пилотов (их обучали по 10-часовой программе), и контролировали результат. Но по мере ухудшения положения на фронте Ки.46 тоже стали привлекать к самоубийственным атакам. При этом вместо дополнительного бензобака подвешивалась бомба весом 500 или 800 кг. На разведчике имелся механический сбрасыватель, позволявший при необходимости избавиться от бака, но камикадзе он не был нужен — самолёт вместе с бомбой врезался во вражеский корабль. Применение Ки.46 в налётах самоубийц было зафиксировано 7, 12, 14 и 23 мая.
После того, как СССР объявил войну Японии и советские войска пересекли границу, в ход пустили дислоцированный в Маньчжурии 81-й полк. Он базировался на аэродроме в Мукдене. Несколько полётов на разведку совершили лётчики 42-й учебной эскадрильи. Истощённая за годы войны на Тихом океане постоянной отправкой подкреплений на юг, Квантунская армия была разгромлена очень быстро. Дислоцировавшиеся там самолёты стали трофеями либо советской, либо китайской армии.