ТРОФЕИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Ки. 46-11 из  19-й отдельной эскадрильи разбегается на взлёте Хотя Ки.46 активно применялся на фронте с первых дней войны, долгое время противнику не удавалось заполучить более-менее исправный экземпляр для изучения. Попадались только искорёженные обломки, не позволявшие составить полноценного впечатления о самолёте. Лишь в сентябре 1944 г. американцы смогли восстановить один Ки.46-II, захваченный на Филиппинах, до лётного состояния. Его отправили в США, где он прошёл программу испытаний на базах Анакостия и Патуксент-Ривер. Машину перекрасили на американский манер и нанесли опознавательные знаки по нормам ВВС армии США.
Оценка была следующей: «Конструкция самолёта хорошая, он значительно легче американских самолётов того же класса, управление простое. К недостаткам относится высокий уровень вибраций, невозможность энергичного маневрирования из-за низкой прочности планёра и неудачная конструкция основных опор шасси, могущая стать причиной поломки».
В конце войны практически все части, вооружённые Ки.46, были сконцентрированы на Японских островах. Там после капитуляции все эти самолёты стали трофеями союзников. К 4 сентября американцы уже контролировали большинство крупных аэродромов в центральной части страны. Техника организованно сдавалась по оговоренной заранее процедуре.
На некоторых самолётах первые месяцы после окончания боевых действий летали «гремлины» — японские экипажи, работавшие под контролем победителей. Ки.46 перевозили документы и срочные грузы. Эти машины перекрасили в белый цвет, а на крыльях и фюзеляже нарисовали большие зелёные кресты.Японский лётчик вылезает из кабины  Ки. 46-11
Сотрудники военной разведки и объединённые комиссии из американских и английских лётчиков планомерно обследовали все площадки, выявляя технику, представляющую интерес. Эти самолёты перегоняли на аэродром Йокосука. Пилотировали их японцы, но летели они под конвоем американских истребителей.
С октября 1945 г. трофеи начали вывозить в США. Их грузили на палубы авианосцев, которые шли через Панамский канал и разгружались в Ньюарке на Восточном побережье. Дальше машины рассортировали. Часть отправили для изучения на базу Райт-Паттерсон, часть — на выставки и в музеи.
Среди доставленных для испытаний Ки.46 были несколько «троек» И две «четвёрки». До наших дней дошёл один экземпляр Ки.46-111, выставленный сейчас в музее ВВС США на базе Райт-Паттерсон.
Одна машина той же модификации после предварительного облёта была вывезена в Великобританию. Английские опознавательные знаки на ней нанесли ещё в Японии. Этот самолёт испытывали в различных научных центрах, а затем перевели в разряд музейных экспонатов. Некоторое время он находился в филиале Имперского военного музея в Даксфорде, где прошёл реставрацию, а позже его перевезли в другой филиал — в Косфорде, где он экспонируется и по сей день.
Советские войска в августе 1945 г. захватили несколько Ки.46, принадлежавших 81-му полку, на аэродроме в Мукдене. Среди них выбрали наиболее исправный Ки.46-111. Лётчик А.К. Стариков осваивал машину под руководством пленного японского пилота, изъясняясь через переводчика. Когда он в достаточной мере ознакомился сРазбитый Ки.  46-111 неизвестной  части самолётом, его по воздуху перегнали в Читу. Там разведчик разобрали и отправили в Москву по железной дороге. В итоге Ки.46 попал в НИИ ВВС под Москвой. Там он начал проходить программу государственных испытаний. Параллельно самолёт изучали специалисты Военно-воздушной академии им. Жуковского. Они в первую очередь интересовались мотоустановкой, в частности системой впрыска водно-спиртовой смеси на форсированных режимах. Весной 1946 г. поступило распоряжение прекратить испытания японского разведчика, равно как некоторых других трофейных самолётов, из-за плохого технического состояния и недостатка запасных частей. Ки.46 поставили «на прикол», а через несколько лет пустили на металлолом.
Китайцам досталось около полутора тысяч японских самолётов разных типов, в том числе несколько Ки.46 разных модификаций. В конце 1945 г. для эксплуатации трофейной техники сформировали специальную авиа группу. Но в связи с плохим состоянием малознакомой техники и нехваткой запчастей японские машины летали мало. В конце 1946 г. группу распустили. Дальнейшая судьба её машин неизвестна.