ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ

Подготовка к вылету истребителя Ки. 4б-Ill-КАс конца 19ЗО-х гг. самолёты для авиации японской армии поставлялись с заводов покрашенными со всех сторон полуматовой светло-серой эмалью. Иногда эту краску описывают как имеющую очень слабый зеленоватый оттенок. Американский историк Р. Франсиллон даже именует её «палево-зелёной». Японская эмаль была очень высокого качества и хорошо противостояла воздействию атмосферы даже в условиях влажных тропиков, надёжно сцеплялась с металлом и выцветала медленно. На учебных самолётах иногда носовую часть фюзеляжа сверху до козырька кабины покрывали матовой чёрной эмалью, чтобы защитить глаза пилота от бликов.
Уже в ходе войны для быстрого распознавания переднюю кромку крыла примерно до середины размаха от корня сделали жёлто-оранжевой.
Коки и лопасти винтов окрашивались в красновато-коричневый цвет. На лопастях в 50 мм от кончиков наносились красные предупреждающие полоски. Моторы и стойки шасси не окрашивались, сохраняя естественный цвет металла. Колпаки на дисках колёс красились в тон фюзеляжу и крылу. Все внутренние объёмы, включая кабины экипажа, покрывались светлой желтовато-зелёной эмалью. Тот же колер имели сиденья пилота и стрелка-радиста. Кожаные подушки на них и на заголовнике пилота были серовато-бежевыми. Приборные доски были матовыми чёрными, так же, как циферблаты приборов, выделявшиеся белыми шкалами.
Опознавательным знаком японских самолётов всегда являлся «хиномару» -стилизованное изображение восходящего солнца, красный круг. Диаметр его никогда точно не устанавливался иНа тяжёлом  истребителе Ки. 4б-Ill-КАИ  прогревают правый мотор зависел от размера поверхности, на которой его рисовали. Такие знаки наносились на крылья сверху и снизу и на хвостовую часть фюзеляжа. На крыле диаметр круга выполнялся примерно на треть больше. На фюзеляже знак располагался за задней кромкой крыла. У боевых частей, дислоцированных на Японских островах, красные круги рисовали на широких белых полосах, охватывающих фюзеляж и консоли крыла.
На самолёте обязательно присутствовала таблица основных сведений установленной формы. Её наносили по трафарету чёрной краской на борту у кабины.
Если на машине летал командир полка или эскадрильи, то она могла отличаться специальными полосами. у командира полка полосы наносились на крыло и фюзеляж, у командира эскадрильи — только на фюзеляж. Полосы могли располагаться как точно поперёк фюзеляжа или крыла, так и с наклоном. Если эскадрилья входила в состав полка, то по цвету полосы легко было определить её номер.
На вертикальном оперении с обеих сторон рисовали эмблему части. Это могли быть рисунки, зачастую довольно сложные, такие, как прыгающий тигр в 18-й отдельной эскадрилье, либо стилизованные иероглифы, как в 81-м полку. Часто эскадрильи одного полка использовали схожие эмблемы, отличавшиеся цветовым решением. Эмблемой 15-го полка являлся белый цветок сакуры с красной окантовкой, наложенный на сходящиеся к нижней кромке киля сужающиеся полосы. У входившей в этот полк 55-й эскадрильи полосы были жёлтыми, У 51-й — красными, у 50-й -белыми. На Ки.46 1-й эскадрильи 81-го полка иероглиф на киле имел белый цвет и красную окантовку, 2-й — наоборот, у 3-й иероглиф — красный, а кант — жёлтый. Свои эмблемы присваивались также лётным и техническим школам.
Тактические номера в авиации императорской армии, похоже, считались необязательными. Иногда на фотографиях они присутствуют, иногда нет. Номера рисовали на киле или руле направления, не придерживаясь каких-то определённых размеров и вида шрифта. Принцип их выдачи тоже остаётся неясным, поскольку номер иногда превосходил количество самолётов в данной части.
В конце 1942 г. поступило распоряжение об изменении маскировочной окраски, реализованное в полной мере к середине следующего года. Теперь верхние и боковые поверхности самолётов должны были иметь тёмно-зелёный цвет. Различные авторы по-своему описывают его опенок: и как тёмный бутылочно-зелёный, и как тёмно-зелёный с примесью жёлто-коричневого. На рисунках в японской литературе, которую следует считать более достоверной, данный колер очень похож на американский оливково-зелёный, но имеет более тёмный тон и менее ярко выраженный коричневый опенок.
Нижние поверхности сохраняли прежний серый цвет. Линия разделения цветов на фюзеляже располагалась очень низко, на уровне крыла. Передняя часть мотогондол целиком покрывалась зелёной эмалью, этот цвет заходил под крыло на 200 — 300 мм. Далее вся гондола была серой. Этот же цвет сохранили колпаки на дисках колёс шасси.
Опознавательные знаки на зелёном фоне имели тонкую белую окантовку шириной 25 — 50 мм. Исключение составляли части, размещавшиеся на базах в Японии, — у них по-прежнему знаки изображали на широких белых полосах.
У тяжёлых ночных истребителей к набору обозначений добавились символы воздушных побед. Чаще всего это были изображения цветков сакуры белого, жёлтого или красного цвета, реже — маленькие силуэты самолётов. Подтверждённые победы рисовали с заливкой внутри, а неподтверждённые — только контуром. Наносили их не как в Европе, у кабины, а на хвостовой части фюзеляжа. Интересно, что у японцев победы засчитывались не экипажу, а самолёту; лётчики не могли перенести их на новую машину с предыдущей. Счёт побед зависел от количества двигателей на сбитом самолёте; четырёхмоторный В-29 записывался как четыре одномоторные машины.
После капитуляции Японии в воздух могли подниматься только самолёты со специальными обозначениями. Их полностью или частично перекрашивали в белый цвет, а рядом с опознавательными знаками или поверх них наносили большие зелёные кресты.
Разведчики, вывезенные для изучения в США и проходившие там лётные испытания, несли американские опознавательные знаки в полном соответствии с заокеанскими нормами. На самолёт, доставшийся англичанам, еще в Японии нанесли британские опознавательные знаки и надпись на фюзеляже ATAIU SEA (по сокращенному наименованию разведывательной организации); при этом оба слова разделялись опознавательным знаком.