ЛАЙНЕРЫ ИДУТ НА ВОЙНУ

Когда США вступили в войну, американская военно-транспортная авиация располагала лишь небольшим количеством переоборудованных гражданских машин и устаревших бомбардировщиков. Первым делом военные реквизировали на заводах недостроенные или еще не сданные заказчикам пассажирские самолеты, в том числе большое количество DC-3 разных вариантов. 11 DC-3A, собранных для «Юнайтед эйрлайнз», «Пан Америкэн» и других авиакомпаний, отличались по количеству мест и компоновке салона, но все получили одно и то же обозначение — С-48. Так же назвали 25 подобных машин, мобилизованных с различных линий. Большая часть из них была рассчитана на перевозку 21 пассажира, но единственный С-48А имел 18 мест, а 16 С-48В представляли собой реквизированные у «Юнайтед» DST с салоном на 16 коек. Обозначение С-49 получили 75 пассажирских самолетов DC-3 с моторами Райт «Циклон», которые ВВС взяли прямо с завода. Их число пополнили 63 подобные машины нескольких разновидностей, уже побывавшие в эксплуатации. Так, у трех С-49В пассажирская дверь находилась на правом борту, а у всех С-49 и С-49А — на левом. Некоторые из недостроенных самолетов еще на заводе успели в определенной степени приспособить для военных перевозок. Так, у C-49D кресла заменили закрепленными у бортов складными лавками на 28 мест. Подобную доработку провели на 34 C-49J и 23 С-49К. С-49Е являлся санитарным самолетом на 14 носилок для раненых. Их переделывали из DC-3 разных модификаций и DST, всего выпустив 22 экземпляра. Большинство разновидностей С-49 комплектовалось моторами R-1820-71, но на С-49Н стояли R-1820-97.

Все варианты С-50, оснащенные «циклонами», пришли прямо с завода.

Четыре С-50 представляли собой бывшие лайнеры «Америкэн эйрлайнз» с двигателями R-1820-85 и дверями справа. Два С-50А отличались от них упрощенным салоном с лавками на 28 мест. Три С-50В с моторами R-1820-83 реквизировали у компании «Бра-нифф», у них двери размещались слева.

Разнобой по комплектации оказался столь велик, что некоторые типы существовали в единственных экземплярах — к ним относились С-51, С-52, С-52А, С-52С и C-52D. С-52В, доработанных из заказаннь х «Юнайтед эйрлайнз» самолетов, было два. Столько же существовало С-68 — бывших пассажирских DC-3A с моторами R-1830-92 и салоном на 21 место. Два С-84, реквизированных у компании TWA, представляли собой DC-3B с двигателями R-1820-71, у которых, кроме обычных кресел, имелось несколько спальных мест. При переделке койки заменили дополнительными креслами.

Но доработка гражданских машин для военных перевозок была вынужденной мерой. ВВС армии США и морская авиация остро нуждались в специализированном самолете.