«МИСТЕЛЬ»

17 июня 1942 г. в Техническом управлении германского министерства авиации состоялось обсуждение предложение капитана 3. Хольцбауэра о создании ударной системы в составе беспилотного Ju 88, начинённого взрывчаткой, и одномоторного истребителя, пилот которого должен был управлять системой от момента взлёта до обнаружения цели и перевода её в пикирование на цель. После чего истребителю требовалось отделиться от Ju 88 и возвратиться на свой аэродром, а бомбардировщик, удерживаемый автопилотом на курсе и глиссаде, взрывался при ударе о землю. Идея вызвала интерес, но для её практической реализации понадобилось немало времени.

Через 11 месяцев был подготовлен отчёт DFS (германского планерного института), в котором обобщались результаты опытов, проведённых с использованием Do 217 и истребителя-бомбардировщика Me 328, причём именно последний и выступал в роли «летающей бомбы».

Лишь после этого приступили к созданию системы, использовавшей «юнкере» как крылатый снаряд, управляемый с истребителя Мессершмитт Bf 109F. После усиления стоек шасси Ju 88 и демонтажа ненужных элементов (воздушные тормоза, оборонительное вооружение, бронирование, радиооборудование, прицелы и т.п.) практически была подтверждена возможность взлёта с максимальной массой 12 845 кг. В ходе испытаний получили максимальную скорость 440 км/ч и предельную дальность полёта 1500 км. В ноябре 1943 г. в отчёте Технического управления отмечалось, что идея составного самолёта, получившего название «Мистель», является весьма многообещающей, и что такие системы целесообразно применять для поражения наиболее важных объектов.

Несмотря на это, работы продолжались в невысоком темпе.

Только в феврале 1944 г. был окончательно утверждён технический облик системы. Доставка составного самолёта на базу, где Ju 88 намечали оснащать боевой частью, производилась экипажем, состоявшим из трёх человек: пилота и борттехника на «юнкерсе» и пилота «мессершмитта». Истребитель Bf 109F устанавливался на мощных треугольных фермах (хвостовая часть машины поддерживалась подпружиненным стержнем) над бомбардировщиком. На этапе перегонки пилот истребителя выполнял всего одну функцию: управлял режимом работы винтомоторной установки машины. После прибытия на аэродром, с которого планировался вылет на цель, кабина экипажа бомбардировщика демонтировалась и на её место устанавливалась 3,8-тонная кумулятивная боевая часть. На выполнение этой операции требовалось пять часов. В процессе руления на аэродроме под фюзеляжем Ju 88 на подвесном кресле находился «водитель», управлявший тормозами. После выруливания «водитель» покидал своё рабочее место, и далее всё управление сосредотачивалось у пилота истребителя.

Взлёт осуществлялся строго против ветра, так как устранить боковой снос на начальном этапе разбега было невозможно. Это накладывало определённые ограничения на размеры аэродрома и качество его поверхности. После взлёта пилот истребителя убирал шасси «юн-керса», переводил все двигатели на номинальный режим работы. В районе цели система переводилась в пикирование с углом 20° — 30°. Закончив прицеливание, пилот истребителя освобождал замок заднего опорного стрежня, который откидывался назад вдоль фюзеляжа.

При касании последнего срабатывал концевой выключатель, приводивший в действие систему раскрытия основных замков на треугольных фермах.

В конце 1943 г. фирма «Юнкере» получила указание о переоборудовании 15 бомбардировщиков Ju 88A в вариант «Мистель», а вся система получила кодовое обозначение «Бетховен». Работы по этой теме в 1944 г. были переведены в Нордхаузен, где пилоты спецотряда KG 101 проходили переподготовку совместно с лётчиками-испытателями фирмы «Юнкере». Любопытно, что на раннем этапе разработки вся система предназначалась для применения против… групп вражеских бомбардировщиков, летящих плотным строем. Однако в феврале 1944 г. генерал-фельдмаршал Мильх счёл, что такая тактика чересчур дорогостояща, и приказал в дальнейшем отрабатывать «Бетховен» только в режиме «воздух — поверхность». Испытания системы успешно провели на старом французском линкоре-цели «Океан» ещё во второй половине 1943 г. Проводились опыты и по поражению фортификационных сооружений. При этом высокоскоростная струя, формируемая кумулятивным зарядом, пробивала бетонную преграду толщиной до 20 м. Завершающий этап испытаний боеголовки состоялся в Пенемюнде в апреле — мае 1944 г. В июне того же года спецотряд эскадры KG 101 под командованием обер-лейте-нанта X. Рудата прибыл в Дезье, где продолжил боевую подготовку. Отряд располагал пятью комплектами «Мистель» 1. В такую систему входил самолёт Ju 88A-4 или Ju 88C-6 (нижний элемент) и истребитель Bf 109F-4 (верхний). Учебный вариант имел обозначение «Мистель» S1.

В ходе первого боевого вылета в ночь 24 июня в воздух были подняты две системы. Но всё пошло не по плану: из-за появления ночного истребителя «Москито» пилот одной из составных систем предпочёл выполнить расцепку, после чего неуправляемый «юнкере» рухнул на землю. Второй «Мистель» продолжал полёт, но в условиях сплошной облачности лётчик потерял ориентировку и отыскать цель не смог. Вскоре после этого в ночную атаку против кораблей союзников в устье Сены были брошены три оставшихся «мистеля» под прикрытием истребителей Bf 109G. Атака производилась с применением осветительных ракет. Результаты её пронаблюдать не удалось, как доложили экипажи, «из-за дыма горящих кораблей». Однако впоследствии союзники не признали гибели ни одного судна от ударов «мистелей».

Оптимистичный доклад командира спецотряда KG 101 возымел своё действие. Завод в Моккау под Лейпцигом получил заказ на переоборудование 75 ремонтировавшихся истребителей Ju 88G-1 в нижний элемент системы «Мистель». В качестве верхнего элемента решили использовать истребитель FW 190A-6 или штурмовик FW 190F-8, поскольку их моторы BMW 801D также работали на 95-ок-тановом бензине. Этот вариант в боевом исполнении получил обозначение «Мистель» 2, а в учебном — «Мистель» S2. С этой модификацией возникли серьёзные проблемы из-за большой взлётной массы. Обычно для Ju 88G она ограничивалась 14 000 кг, но с полным запасом топлива и верхним элементом система весила намного больше, что при взлёте с плохих аэродромов нередко приводило к разрыву пневматиков.

После потери нескольких систем «Мистель» 2 при взлёте было решено устанавливать под фюзеляжем третью, сбрасываемую, стойку шасси. Этот вариант получил обозначение «Мистель» 3. В дальнейшем разработали три его подварианта: ЗА — с фугасной боевой частью и массой тротила 1000 кг, ЗВ — с аналогичной боевой частью и массой тротила 1500 кг и ЗС — с кумулятивной боевой частью (масса тротила 2500 кг).

10 октября на базе спецотряда KG 101 создали группу III/KG 66, предназначенную исключительно для применения «мистелей». К этому времени было решено применить все имевшиеся «мис-тели» против британского флота в бухте Скапа-Флоу. Операцию наметили на конец года. На аэродромах в Дании собрали 60 «мистелей», однако плохая погода задержала начало операции, а когда она улучшилась — наступило полнолуние. В этих условиях использовать системы, способные лететь со скоростью всего лишь 375 км/ч и не имеющие возможности осуществлять оборонительные манёвры, было неразумно.

Ещё в ноябре 1944 г. группу III/KG 66 переформировали в II/KG 200 под командованием капитана X. Рудата. Отряд осветителей 5/KG 200 имел на вооружении бомбардировщики Ju 88S, боевой отряд 6/KG 200 — системы «Мистель» 1, а учебный отряд 7/KG 200 — системы «Мистель» S1. В январе 1945 г. на базе 7/KG200 сформировали второй учебный отряд 8/KG200. Группа входила в состав воздушного флота «Рейх» и базировалась на аэродромах Бург и Кольберг.

По состоянию на 10 января 1945 г. в отряде 6/KG200 имелось 19 систем «Мистель» 1 с фугасными боевыми частями, а в 7/KG200 — 17 учебных S1.

Системы «Мистель» 2 стали поступать на вооружение отрядов только в марте 1945 г., а «Мистели» 3 и их учебные варианты — в апреле того же года. При этом в феврале 1945 г. были заказаны боевые части SHL 3500D, а в конце этого месяца 60 таких кумулятивных устройств доставили на аэродром Кольберг.

Варианты «Мистель» 4, 5 и 6 остались в проектах. Некоторые из них предусматривали применение в качестве верхнего элемента реактивных самолётов Me 262, а также улучшение взлётных свойств Ju 88-носителей путём использования реактивных ускорителей.

В январе 1945 г. все аэродромы в Западной Европе, откуда можно было бы стартовать для нанесения удара по английскому флоту в Скапа-Флоу, немцы потеряли. Тогда появились ещё несколько предложений по использованию «мис-телей», например, против наиболее важных предприятий, расположенных в глубине территории СССР Операцию «Железный молот» планировали провести не ранее марта 1945 г., что диктовалось нехваткой «мистелей» и подготовленных пилотов. Всего в ней намеревались применить не менее 100 систем. Однако к началу марта Красная Армия продвинулась на запад так далеко, что у немцев не осталось площадок, с которых можно было бы «достать» уральский промышленный район.

Взоры сторонников применения «мистелей» снова обратились на ближние цели. 8 марта 1945 г. четвёрка «мистелей» в сопровождении пяти самолётовосветителей Ju 88S и двух разведчиков Ju 188 атаковала переправы в районе города Геритц. Снова выявилась невысокая надёжность составных самолётов: один «Мистель» был потерян через 30 минут после взлёта из-за отказа в системе управления нижним элементом.

Второй был повреждён зенитным снарядом, который вывел из строя автопилот. Два оставшихся, по докладам экипажей, удачно атаковали «северный мост у Геритц, добившись двух попаданий», но советский информационный бюллетень ВВС от апреля 1945 г. ставит всё на свои места: ближайший разрыв пришелся в 50 м от наплавной переправы; поднятой волной она была разорвана, но через полчаса восстановлена. Второй «Мистель» взорвался на берегу в 100 м от переправы и не нанёс ей никаких повреждений. Огнём зенитной артиллерии удалось сбить один Ju 188, его экипаж взяли в плен.

Ровно через месяц пять систем «Мистель» 3 немцы использовали для нанесения удара по мостам через Вислу в районе Варшавы. Из-за сильного противодействия зенитной артиллерии разделение элементов произвели на максимальной дальности, поэтому ни один из «юнкерсов» в цель не попал, но все пять FW 190A-8 вернулись на свой аэродром Последняя попытка применения «мистелей» датируется 30 апреля 1945 г. В этот день объектами атаки для четырёх составных самолётов стали мосты через Одер в районе Пренцлау. И вновь одна машина была потеряна в результате аварии, а три остальные промахнулись.

После капитуляции Германии в руки союзников попали сотни Ju 88 различных модификаций, в том числе и десятки «мистелей». Однако в отличие от немецких реактивных истребителей и бомбардировщиков они не вызвали большого интереса у победителей и вскоре пошли на слом.