МОДИФИКАЦИИ JU 88B, JU 88E И JU 88F

Еще в 1936 г. конструкторы фирмы «Юнкере» начали проработку варианта бомбардировщика Ju 85B, отличавшегося от модификации А полностью остеклённой носовой частью без уступа перед кабиной пилота. Хотя такая компоновка обеспечивала меньшее аэродинамическое сопротивление, она оказалась слишком непривычной и не получила одобрения Технического управления. Однако впоследствии, когда Ju 88Ауже находился в серийном производстве, разработчики из Де-ссау неоднократно напоминали руководству о достоинствах самолёта «с новым носом» и в июле 1939 г. сумели добиться ограниченного финансирования для продолжения разработки этого варианта. Теперь его проектирование проводилось на основе конструкции Ju 88A-5.

С мая по декабрь 1940 г. велось изготовление шести различных вариантов: двух с моторами Jumo 211B (с перспективой их замены на Jumo 213 со взлётной мощностью 1500 л.с), двух с моторами воздушного охлаждения BMW 801 и ещё двух с двигателями Jumo 211F. В этот период Техническое управление «прониклось» достоинствами машины, получившей обозначение Ju 88B, и составило план выпуска на два ближайших года: 2265 самолётов в 1941 г. и 3053 — в 1942 г. На первых порах «Юнкере» получила контракт на изготовление 95 машин, а в дальнейшем к производству должны были подключиться предприятия фирм «Арадо», «Хеншель», «Дорнье», «Хейнкель», «Зибель» и ATG. Однако этим амбициозным планам не суждено было осуществиться.

По тактико-техническим данным Ju 88B должен был значительно превзойти самолёты модификации А.

Длину фюзеляжа увеличили с 14,2 до 15 м.

Крыло позаимствовали от Ju 88A-5.

Оборонительное вооружение Ju 88B-1 состояло из трёх спаренных пулемётов MG 81Z. Кроме того, велась проработка еще двух варинтов: тяжёлого истребителя («эсминца») с моторами Jumo 213 и дополнительной установкой из двух пушек MG 151/20 и двух пулемётов MG 81Z в бомбоотсеке для стрельбы вперёд, но со снятой люковой установкой, а также разведчика с фотоаппаратами под сиденьем пилота и сокращённым до двух MG 81Z оборонительным вооружением.

Опытный образец бомбардировщика Ju 88BV23, оснащённый моторами Jumo 211B, совершил первый полёт 19 июня 1940 г. Примерно через год на машину установили двигатели BMW 801. Судьба этого самолёта оказалась долгой: она успела послужить в «команде Ровеля» (эскадрилье стратегической разведки), а затем была ещё раз переоборудована в опытный образец Ju 188. Вторая аналогичная машина, Ju 88BV24, поднялась в небо 30 июля 1940 г., проходила испытания в Рехлине, а затем также попала в «команду Ровеля». Этот самолёт не вернулся с боевого вылета в район Москвы 1 сентября 1941 г.

По состоянию на 17 июля 1941 г. четыре Ju 88B готовили к передаче в «команду Ровеля», два потерпели аварии, а седьмой самолёт проходил испытания в Рехлине, где получил высокую оценку. Всего было построено 10 экземпляров Ju 88B (все они считались опытными и имели номера от V23 до V32). Большинство из этих машин эксплуатировалось как разведчики, поэтому створки бомболюков с них снимали, а в бомбо-отсеках размещались бензобаки ёмкостью 1220 л и 680 л.

Наружные бомбодержатели ETC, как и тормозные решётки, за ненадобностью не устанавливались. Максимальная взлётная масса составляла 11 800 кг.

Благодаря высокой скорости, мощным двигателям и неплохому для 1941 — 1942 гг. оборонительному вооружению Ju 88B пришлись по душе экипажам из «команды Ровеля» несмотря на то, что несколько машин потеряли в авариях и катастрофах. Полковник Т. Ровель неоднократно ходатайствовал перед командованием Люфтваффе о расширении масштабов постройки разведчиков этой модификации, но руководство Технического управления решило «не ломать серию» и оставило в производстве разведчик Ju 88D, конструктивно более близкий к бомбардировщику Ju 88A.

Повышение боевых возможностей истребителей союзников повлекло за собой существенное усиление оборонительного вооружения новых германских бомбардировщиков и разведчиков. Одной из опытных машин, на которых апробировалась верхняя турель с крупнокалиберным пулемётом MG 131 в сочетании с новой носовой частью фюзеляжа и моторами BMW 801, стал Ju 88E. В дальнейшем на базе этой модификации фирма «Юнкере» создала серийный бомбардировщик-разведчик Ju 188.

В вариант Ju 88E вначале переделали пятый и восьмой экземпляры Ju 88B. Машина стурельным пулемётом MG 131 под прозрачным колпаком, смонтированным над кабиной экипажа, впервые поднялась в небо 7 мая 1942 г., а в декабре получила новое обозначение Ju 188E-1. Вращение турели в горизонтальной плоскости требовало от стрелка больших усилий, а при повороте ствола вбок прицеливание становилось практически невозможным.

Кроме того, в тесной кабине Ju 88E верхний стрелок буквально «сидел на плечах» у остальных членов экипажа. Второй экземпляр, Ju 88EV30/1, оснащался механизированной турелью под алюминиевым непрозрачным колпаком; стрелок при этом находился на одном уровне с остальными членами экипажа в задней части кабины.

Третий опытный образец Ju 88E, переделанный из бомбардировщика Ju 88V44, получил новое крыло от Ju 188 и моторы BMW 801MG/2. Он присоединился к испытательной программе в августе 1942 г. Ещё на двух машинах (V62 и V63, первая с моторами BMW 801MG/2, а вторая — с Jumo 213) испытывалась верхняя турель HD 151 с пушкой MG 151/20 под прозрачным обтекателем.

В марте 1944 г. самолёты V47, V61 и V62, переделанные в соответствии с проектом Ju 88E, передали в разведывательные подразделения. Этим и исчерпывались поставки машин варианта Е в строевые части, хотя в марте 1942 г. существовали планы серийной постройки 453 экземпляров, а в сентябре 1943 г. даже заключили договор на изготовление 182 Ju 88Е-1ГГгор.

На базе бомбардировщика Ju 88E планировалось создание разведывательной модификации Ju 88F с фотоаппаратурой по типу Ju 88D. В марте 1942 г. Техническое управление оценивало потребный объём его выпуска в 270 штук, однако ни одного самолёта этого типа так и не построили.