НА ЭКСПОРТ

В период после Второй мировой войны шведская авиапромышленность, создавая боевые самолеты, во многом надеялась на их значительные экспортные поставки. И действительно, в некоторых количествах шведские истребители шли за границу. J29, например, продавали Австрии. Но наиболее существенным был экспорт именно «дракенов». Эти самолеты приобретали как нейтральные европейские страны (Финляндия и Австрия), так и Дания — член НАТО. Для первых закупка современных (и, к тому же, относительно недорогих) боевых машин из другой нейтральной страны являлась вполне естественным шагом в рамках политики нейтралитета. А вот поставку J35 в натовскую Данию можно объяснить, помимо экономических выгод, разве что явным желанием ее правительства сохранить хоть какое-то подобие независимости от основного поставщика вооружений — США.

Первой попыткой предложить «Дракен» на экспорт стала акция по продвижению этого истребителя в нейтральную Швейцарию. В самом начале 1960-х гг. швейцарцы искали замену для уже устаревших или устаревающих самолетов британского производства («Вампир» и «Хантер»). Шведы предложили им доработанный под местные требования вариант J35D, получивший обозначение SAAB 35Н («Н» — от «Helvetia», средневекового названия Швейцарии). Самолет испы-тывался в Швейцарии, взлетал и садился с ограниченных по длине и ширине взлетно-посадочных полос, в том числе и с отрезков автомагистралей. «Дракен» высоко оценило командование швейцарских ВВС, однако выбор был сделан в пользу французского истребителя «Мираж».

В 1970 г.

руководство Финляндии также озаботилось перевооружением своей авиации более современной техникой. Полученные в начале 1960-х гг. советские МиГ-21Ф-13 устарели. Предложить что-то новое в данном классе, кроме улучшенных модификаций того же МиГ-21, СССР не мог, и финны решили поискать на Западе. Но, учитывая важность сотрудничества с могучим восточным соседом, они приняли компромиссное решение — закупить самолеты у нейтральной Швеции, одновременно продолжая переговоры с советской стороной. В результате достигли соглашения, о том, что дюжина «дракенов» будет собрана на заводе фирмы «Вал-мет» в Финляндии, а СССР поставит финским ВВС некоторое количество истребителей МиГ-21бис.

Хотя планировалось, что «дракены» будут собираться финнами из узлов, изготовленных в Швеции, большая часть истребителей пришла в полностью готовом виде, и их оказалось значительно больше дюжины. Первую партию из шести J35B приобрели в 1972 г. Эти машины практически не отличались по комплектации от шведского оригинала и получили обозначение J35BS («S» — от Suomi, по-фински так называется Финляндия). А вот самолеты типа 35S (они же 35XS), собирались заводом «Валмет». В основном они были идентичны J35F, однако на них сохранили обе пушки, а бортовое оборудование изменили в соответствии с пожеланиями заказчиков. 12 комплектов для сборки машин типа 35S фирме «Валмет» поставили в 1974—1975 гг. Для подготовки и тренировок летного состава Финляндия в 1976 — 1984 гг. приобрела у шведов также пять спарок, получивших обозначение 35CS.

В качестве учебных пособий в 1980-е гг. финны получили также два J35A (по другим данным — J35B). В период с 1976 по 1985 г. Финляндия дополнительно закупила у соседей еще 24 бывших в употреблении истребителя модификации J35F-1. Таким образом, общее количество «дракенов», полученных финскими ВВС, составило 49 экземпляров. В ходе эксплуатации эти машины неоднократно модернизировались и дорабатывались. В конце 1990-х гг. их заменили на американские истребители F-18.

В конце 1960-х гг. датские ВВС приняли решение снять с вооружения американс-оге многоцелевые истребители F-100D «Супер Сейбр», подобрав что-нибудь -оновее. Особенность ситуации была в том, что небольшой и небогатой стра—е требовалась универсальная машина, способная и вести воздушный бой, и ата-овать цели на земле. Последнее даже считалось более важным. Внимание дат—ан привлекла последняя на тот момент модификация истребителя «Дракен» — J35F. Но она представляла собой практически «чистый» перехватчик. Поэтому в ходе переговоров датские военные выставили ряд требований по проведе—ию доработок базовой конструкции. С самолета сняли РЛС, сочтенную излишней, зато увеличили до 4034 л внутренний запас топлива. Кроме того, два до—олнительных бака емкостью по 1275 л ~эдвешивались под фюзеляжем. Увели—,*ли массу бомбовой нагрузки, которая «еперь размещалась на шести (вместо -етырех) пилонах под крылом. На внешних узлах подвески можно было нести бомбы, управляемые ракеты класса •воздух — земля» типа «Булпап», бло-т HAR ракеты «Сайдуиндер» для самообороны или контейнер с крупнока—иберным пулеметом для обучения воздушной стрельбе.

Пушечное вооружение состояло из двух 20-мм пушек «Аден».

После всех доработок взлетная масса истребителя, получившего в документации фирмы обозначение 35XD (в ВВС Дании машина именовалась F-35), воз-сосла до 17 т, что несколько ухудшило взлетно-посадочные характеристики. Самолет оборудовали тормозным гаком, по -ипу палубных истребителей. В исходном Дракене» на этапе проектирования подобное устройство предусматривалось, -юзже от него отказались. А вот для датчан старую придумку вспомнили.

В начале 1970-х гг. Дания закупила 20 самолетов F-35. В середине того же десятилетия машины прошли модернизацию — на них все-таки установили американскую РЛС типа AN/ALR-45 (но более простую, • омпактную и легкую, чем шведская), систему предупреждения о радиолокационном облучении RWR и блоки отстрела тепловых ловушек. В 1980-е гг. провели повторную доработку, после которой самолет стал полностью соответствовать по системам новым требованиям НАТО. Была модернизирована навигационная система, проведена ее адаптация к системе управления воздушным движением, усовершенствованы системы наведения и целеуказания, установлены устройство лазерной подсветки целей и лазерный прицел.

В 1971—1972 гг. Дания приобрела партию из 20 разведчиков RF-35, заменивших в строю ВВС американские самолеты RF-84F «Тандерфлэш». В отличие от шведских S35E датские RF-35 имели увеличенный по образцу F-35 до 4034 л внутренний запас топлива, а фотокамер в отсеках крыла, по-прежнему занятых пушками, не было. Фотоаппаратуру тоже применили другую — в носовом отсеке фюзеляжа разместили новые камеры типа Винтен 360.

На внешней подвеске можно было нести контейнер с разведывательной инфракрасной аппаратурой «Ред Барон» шведской разработки и практически все вооружение, предусмотренное для F-35. В 1980-е гг. RF-35 проходили модернизацию систем и оборудования параллельно с F-35.

В 1970-е гг. Дания закупила в Швеции 11 двухместных TF-35. Эти спарки переделывались из серийных J35F, кабины выполнялись по типу шведских Sk35C, но машины несли вооружение, аналогичное боевым F-35. Внутренний запас топлива уменьшили до 3227 л, но на внешних пилонах могли подвешиваться два дополнительных бака по 1275 л. В крыле сохранили одну пушку, предназначавшуюся для учебно-боевых целей. В эти же годы датчане купили в Швеции пять старых J35F как источник запчастей для датских «дракенов». В начале 1990-х гг. «дракены» в ВВС Дании были заменены американскими истребителями F-16.

После Второй мировой войны Австрия стала традиционным покупателем шведской боевой авиационной техники. До второй половины 1980-х гг. там летали дозвуковые истребители J29, а на смену им нейтральные австрийцы выбрали «Дракен». В период с 1987 по 1989 г. для австрийских ВВС доработали 24 самолета J35D. Они получили обозначение 350Е или 350 («Ое» — «Oesterreich», Австрия). Все машины этой партии полностью перебрали, заменили все изношенные детали и агрегаты. Специалистами был обследован планер каждого истребителя, что после доработки позволило добавить 1000 летных часов к назначенному ресурсу. Обновили радиолокационное и приборное оборудование, хонарь пилотской кабины заменили на выпуклый.

Австрия позаботилась и о приобретении запасных двигателей и других задастей к «дракенам», а также необходимого наземного оборудования и тре—зжеров.

А вот от двухместных учебных машин отказались. Австрийские пилоты -доходили переучивание в Швеции, для -его там сохраняли в эксплуатации не-зхолько’экземпляров Sk35C.

Во время облета в районе Линкопин-»э один из предназначенных для Австрии .•зтребителей 350Е ухитрился в результате навигационной ошибки вторгнуться в воздушное пространство Советского 2оюза. На перехват подняли пару Су-15, однако нарушителю удалось вовремя зернуться за линию границы.

Первоначально в вооружение австрийских «дракенов» входили только две 30-мм пушки, так как этой стране по послевоенным международным договорам запрещалось иметь авиационные раке—ы. Но в 1990-е гг., когда распался СССР, а буквально под боком у австрийцев началась резня в Югославии, следить за соб—юдением параграфов этих договоров стало некому. Австрия закупила у шведов ракеты Rb 24, доработку же самолетов под них выполнила финская фирма (Валмет», одновременно установив кассеты для отстрела тепловых ловушек.