НА СТОРОНЕ СОЮЗНИКОВ

Части итальянских ВВС, с сентября 1943 г. воевавшие на стороне союзников, сохранили старый камуфляж, изменились только обозначения. Большинство имевшихся у них самолетов были окрашены по «континентальной» схеме, но практически все истребители фирмы «Макки» (типов С.202 и С.205) отличались характерным сочетанием светло-орехового (nocciola chiaro) фона и «дымных колец» оливкового (verde oliva) цвета.

Поскольку все крупные самолетостроительные предприятия остались на севере Италии, занятом немцами, пополнение техникой первоначально обеспечивалось за счет машин, брошенных при эвакуации с Сицилии и из Африки. Союзники разрешили итальянцам их собирать и восстанавливать. Из двух-трех разбитых получался один самолет, способный летать. При ремонте машины обычно перекрашивали по «континентальной» схеме.

Но и этого хватило ненадолго. С июля 1944 г. союзники начали передавать Италии машины американского и английского производства — «аэрокобры», «спит-файры», «балтиморы». Все они уже были ранее в эксплуатации и приходили в своей окраске и с полным набором обозначений. Так, «спитфайры» поступили в «пустынном» камуфляже: верх — пятнами желто-песчаного (middle stone) и землисто-коричневого (dark earth), низ — ярко-голубой (azure blue). В такой же окраске итальянским ВВС сдали «балтиморы». Американские «аэрокобры» сверху были оливковыми (olive drab), а снизу — светло-серыми (neutral gray). Окраску итальянцы не меняли, а обозначения закрашивали подходящими цветами из собственных запасов. Так, на «кобрах» пользовались verde oliva scuro и grigio azzuro chiaro.

По тону они сильно отличались от американских красок и выглядели «заплатками», хорошо заметными на фотографиях. Известны также случаи полной перекраски «аэрокобр» по «континентальной» схеме.

Инструкции по камуфляжу, принятые перед расколом Италии, а также утвержденные списки красок формально оставались в силе до 1946 г., а машины, покрашенные в соответствии с ними, можно было увидеть до начала 1950-х гг.