НАД СЕВЕРНЫМ МОРЕМ

После возвращения домой 144-я и 455-я эскадрильи были пополнены личным составом и получили новые «хэмп-дены». Вместе с 408-й и 489-й эскадрильями они опять стали охотиться за немецкими судами в Северном море. При этом использовали и бомбы, и торпеды.

Так, 17 сентября 1942 г. три торпедоносца из 489-й эскадрильи, несмотря на туман, обнаружили у побережья Норвегии «одно большое и одно маленькое судно». Из трех выпущенных торпед в «большое» попали две; они вызвали взрывы и пожар. Это оказался немецкий транспорт «Карпфангер» (водоизмещение 4975 т). Один экипаж промахнулся, но его торпеда попала в другое судно. Оно, кстати, оказалось чуть крупнее, чем первое — «Утландсхорн» имел водоизмещение 4979 т. Оба затонули, чего летчики, правда, уже не увидели.

В январе 1943 г. 144-ю эскадрилью перевооружили на самолеты «Бофайтер». Остальные части продолжали летать на «хэмпденах». С февраля на их самолетах стали монтировать первые РЛС. В качестве оператора станции работал радист. Убедившись в успехе эксперимента, РЛС стали ставить практически на все имеющиеся машины. Их успешно использовали и для поиска судов противника, и для навигации.

«Хэмпдены» эксплуатировались как торпедоносцы до конца 1943 г. Последней их сдала 455-я эскадрилья — 10 декабря 1943 г. Большую часть этих машин перегнали в Эдзелл в Шотландии и там пустили на слом. Наиболее исправные экземпляры передали метеослужбе и учебным подразделениям.