НЕМНОГО ИСТОРИИ

В 1909 г. итальянская армия купила первый аэроплан. Биплан «Райт» предназначался для летной школы, создававшейся в местечке Ченточелле. В этом итальянцы опередили самих американцев. С этого момента и отсчитывается история военной авиации в Италии. В 1911 г. в армейских маневрах уже участвовали авиаотряд и несколько дирижаблей, осуществлявшие разведку, а осенью того же года началась война между Италией и Турцией за обладание Триполитанией и Киренаикой (территория современной Ливии), в ходе которой итальянцы использовали 18 аэропланов и три небольших дирижабля. Самолеты вели визуальную и фоторазведку, а также сбрасывали бомбы.

Авиаторы получили собственную организационную структуру: эскадрильи, делившиеся на три отряда. Позже в духе теоретических построений инженер-капитана (позднее генерала) Дж. Дуэ в Италии были созданы военно-воздушные силы, именовавшиеся «Королевской аэронавтикой» (Regia Aeronautica). «Королевской» она называлась потому, что Италия в те годы являлась монархией, там правили представители Савой-ской династии.

Уже в годы Первой мировой войны страна располагала довольно развитым самолетостроением. Она выпускала аэропланы, моторы для них, авиационные приборы и различное оборудование, как для собственных нужд, так и на экспорт. Итальянские самолеты и авиационные двигатели покупала и Россия (сначала — царская, позднее — советская).

Бурное развитие итальянской авиации было связано с приходом к власти в 1922 г. Бенито Муссолини. Он, как и многие диктаторы, четко осознавал, что успех в современной войне неразрывно связан с мощью военно-воздушных сил, а потенциал промышленности во многом определяется ее способностью эти силы оснастить.

Но к этим логичным построениям добавлялся еще ярко выраженный личный фактор. В отличие от товарища Сталина, за всю жизнь поднявшегося в воздух один раз, или Гитлера, который летал много, но пассажиром, Муссолини имел диплом летчика и никогда не упускал случая «порулить» сам. Даже отлежавшись после аварии, он вновь садился в самолет. Стали военными летчиками один из его сыновей, два племянника, а дочь вышла замуж за летчика (который, правда, потом переквалифицировался в дипломаты). Сын дуче, Бруно Муссолини, воевал в Абиссинии, был членом рекордной команды итальянских ВВС «Сорси верди» («Зеленые мыши» — символ чего-то абсолютно несбыточного), позже — летчиком-испыта-телем, и погиб при облете нового бомбардировщика.

Муссолини не жалел сил и средств на развитие авиации: огромные заказы заводам, развитие сети аэроклубов и летных школ, строительство большого количества аэродромов… Довоенная Италия в чем-то напоминала Советский Союз: грандиозные парады, воздушные праздники, фейерверк рекордов. Итальянские летчики прославились целой серией групповых дальних перелетов, совершавшихся целыми соединениями. Много внимания уделялось рекламе авиационной техники за рубежом в поисках экспортных заказов. Итальянские самолеты состояли на вооружении во многих странах мира, в том числе и в Советском Союзе.

Одновременно «Реджиа аэронаутика» обретала боевой опыт. Война в Абиссинии (Эфиопии) в 1935 — 1936 гг. была фактически односторонней: современной технике противостояла малочисленная и отсталая армия негуса Хайле Сел-лассие.

Авиации у эфиопов почти не имелось. Основными причинами потерь у итальянских летчиков являлись поломки машин и малонаселенная труднодоступная местность. Зато в Испании в 1936 — 1939 гг. итальянцам удалось и опробовать новые боевые самолеты, и усовершенствовать тактику их применения. Там франкистам, а также поддерживавшим их немецким и итальянским интервентам противостояли не только республиканцы, но и советские добровольцы, оснащенные передовым по тому времени оружием. В ходе оккупации Албании в 1939 г. итальянскими войсками были успешно применены воздушные десанты.

Однако первая крупная самостоятельная военная кампания в Европе — нападение на Грецию весной 1940 г. — закончилась неудачей. Греки не только отразили агрессию, но и сами перешли в наступление на Албанию. Во многом это было связано с тем, что итальянцам не удалось завоевать господство в воздухе.

Действуя заодно с Гитлером, 10 июня 1940 г. Муссолини втянул Италию во Вторую мировую войну. Итальянцы воевали в Северной и Восточной Африке, а также Южной Франции. Итальянский авиационный корпус присоединился к немцам в налетах на города Англии. Итальянские бомбардировщики начали систематически атаковать английские базы на Мальте, в Палестине и Египте. После нападения Германии на СССР дуче решил поддержать фюрера и в этом начинании. В Италии сформировали Экспедиционный корпус (Corpo Italiano Spedizione Russia — CSIR), который воевал на Дону, а позже был вдребезги разгромлен под Сталинградом. Этот корпус имел собственную авиацию — истребители, бомбардировщики и разведчики.

В ходе войны Муссолини удалось в значительной мере модернизировать свою авиацию.

На вооружение поступили новые типы самолетов. Например, истребители Макки С.205 и ФИАТ G.55 вполне соответствовали мировому уровню того времени.

Надо заметить, что практически всю войну итальянскую армию преследовали неудачи. К лету 1941 г. она была вынуждена прекратить боевые действия в Восточной Африке, потеряв всю территорию Итальянского Сомали, Эфиопии и Эритреи. Даже помощь Африканского корпуса Роммеля не спасла их от поражения в Северной Африке. К концу 1942 г. немцев и итальянцев оттеснили в Тунис, откуда удалось эвакуировать лишь жалкие остатки войск.

10 июля 1943 г. союзники высадились на Сицилии. Руководство страны стало искать пути выхода из кризиса. На пути стоял Муссолини, слишком тесно связанный с немцами. 25 июля было принято решение сместить дуче со всех постов, после чего его арестовали. Король назначил нового премьер-министра — маршала Бадольо. Но немцев уверили — война будет продолжаться. С 8 августа английская и американская авиация начала массированные налеты на города Северной Италии: Милан, Турин, Геную, а затем на Рим. Итальянские представители инициировали тайные переговоры с союзниками в Испании и Португалии.

3 сентября англичане высадили десант в Калабрии и начали продвигаться на север. В тот же день было подписано секретное соглашение, и 8 сентября, когда союзные войска осуществили высадку под Салерно, Бадольо по радио объявил о перемирии.

Его условия требовали, чтобы все итальянские самолеты перелетели на аэродромы, контролируемые союзниками. Но выполнить это оказалось невозможно.

Немцы оккупировали Северную Италию, захватив значительную часть авиационной техники и почти все крупные авиазаводы. Среди личного состава итальянских ВВС нашлись желающие, в первую очередь это были активные члены фашистской партии, продолжить войну на стороне немцев.

После похищения Муссолини из горного отеля, где он содержался, немецкими десантниками во главе с О. Скорцени, 23 сентября на севере Италии была создана Итальянская Социальная Республика (Reppublica Sociale Italiana — RSI), фактически контролируемая немцами. Ее столицей стал небольшой городок Сало, в связи с чем это образование часто называют «республикой Сало». Она имела свою армию и свои ВВС — «Национальную республиканскую аэронавтику» (Aeronautica Nazionale Reppublicana — ANR), возглавлявшуюся подполковником Э. Ботто. Под ее контроль перешли и итальянские авиационные подразделения, действовавшие совместно с немцами на других фронтах, в частности, на советско-германском.

Таким образом, Италия распалась на две части. На юге действовали авиационные части, сохранившие верность королю и правительству в Риме (Regia Aeronautica Cobelligerante). Они в целом сохранили старую структуру, но изменили опознавательные знаки, поскольку те отражали в значительной мере не государственную, а партийную (фашистскую) символику Позже итальянские ВВС частично перешли на технику, поставленную англичанами и американцами. На севере структуру приблизили к немецкой, ввели новые опознавательные знаки (убрав монархические эмблемы) и начали красить самолеты на немецкий манер.

Самолеты тоже вскоре стали применять в основном немецкие. Интересно, что обе стороны сохранили одну и ту же форму, звания и знаки различия.

В мае 1945 г. правительство в Риме оказалось в рядах победителей, что, не избавило его от репараций, а руководство «республики Сало», по большей части, закончило жизнь на виселице или у расстрельной стенки. Муссолини попал в руки итальянских партизан, сражавшихся с немцами, и был сначала расстрелян, а затем публично повешен вверх ногами.

Летчиков ANR отправили в лагеря для военнопленных, но затем довольно быстро выпустили. «Реджиа аэронаутика» носила название «королевской» до 1946 г.,

когда Италия в результате всенародного референдума стала республикой. С этого момента ВВС стали именоваться «Итальянской военной аэронавтикой» (Aeronautica Militare Italiana).

Итальянская военная авиация прошла долгий и сложный путь развития. Ей пришлось участвовать во многих войнах в разных странах, что наложило свой отпечаток на окраску и обозначения самолетов. За прошедшие десятилетия они многократно менялись, реагируя на различные обстоятельства. Вот об этом и будет рассказано в данном номере «Авиаколлекции».