НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ ПРОЕКТЫ

Помимо уже упомянутых опытных образцов и серийных «дракенов», существовало несколько нереализованных проектов модификаций различного назначения. Так, с конца 1950-х гг. велись работы по программе «35-Олимпус». Ее целью стало создание многоцелевого самолета с английским ТРДФ «Олимпус» 22. Фирма SAAB предложила проект «37-1» — немного увеличенного J35D с удлиненной носовой частью фюзеляжа. Чтобы уменьшить пробег на посадке, на сопле монтировалось устройство реверса тяги. Однако при нормальной взлетной массе, оцениваемой в 12 050 кг, посадочная дистанция все равно получалась слишком большой, не укладывавшейся в рамки требований задания. В результате в 1960 г. приняли решение приступить к разработке принципиально нового самолета по схеме «утка».

Но «37-1», строго говоря, уже не был «Дракеном». Ряд же других проектов выполнялся как модификации базового J35. Например, в 1960-е гг. фирма SAAB прорабатывала проект истребителя-штурмовика JA35. Если серийный J35B представлял собой перехватчик, в некоторой степени способный выполнять функции истребителя-бомбардировщика, то этот самолет по своему оборудованию и вооружению оптимизировался для ударов по наземным и морским целям. На нем предполагалось разместить новую мощную РЛС, приспособленную для распознавания наземных целей, а также инфракрасную станцию. Было проведено эскизное и предварительное рабочее проектирование штурмовика, а также продувки модели с измененной конфигурацией. Выяснилось, что этот вариант потребует весьма серьезной доработки базовой конструкции и решения проблем, связанных с устойчивостью и управляемостью.

В итоге проектирование прекратили в пользу AJ37 — ударного варианта «Виггена».

Существовал проект экспортного «Дракена» AS35X с американским двигателем J79. Идею заимствовали у французов и израильтян, которые работали над подобными модификациями истребителей «Мираж» III и «Мираж» F-1. До стадии опытных образцов проект опять не дошел.

В 1970-е гг. конструкторы фирмы SAAB вернулись к попытке создать на базе «Дракена» самолет для поражения наземных целей, проведя глубокую модернизацию машины. Проект получил обозначение AJ35 или 35MOD. Было решено увеличить взлетную массу самолета, значительно расширить номенклатуру ударного вооружения с учетом появления новых его образцов. Частично изменялась конструктивно-аэродинамическая схема — на крыле появился «зуб», вводилось ПГО или убирающееся переднее крылышко-дестабилизатор по типу применявшихся на французском «Милане» или советском Ту-144. С ростом массы самолета потребовался более мощный двигатель и так далее. В конечном счете объем переделок оказался так велик, что фактически привел бы к созданию совершенно другого самолета. Поэтому решено было ограничиться этапом предварительного проектирования и дождаться окончания работ по проекту «Грипен». Вот на «Грипене», который относился уже к четвертому поколению реактивных боевых самолетов, и остановились, отвергнув очередную модернизацию «Дракена», остававшегося при всех внесенных в него усовершенствованиях все-таки представителем второго поколения.