НОВАЯ ВОЙНА ВО ВЬЕТНАМЕ

Мирная жизнь во Вьетнаме длилась недолго. Одну войну сменила другая. Поддерживаемые с севера партизаны стремились свергнуть прозападный режим на юге. Правительству Южного Вьетнама помогали французы, после своего ухода оставившие ему часть военной техники, затем американцы. С начала 1960-х гг. страну наводнили американские военные советники; из США поставлялось различное оружие. В 1961 г. янки взялись за модернизацию южновьетнамских ВВС. Им передали и некоторое количество С-47. Кроме того, в Индокитае действовала авиакомпания «Эйр Америка», являвшаяся фактически подразделением ЦРУ. С принадлежавших ей «дугласов» сбрасывали агентов и грузы для правительственных войск и их союзников. Интересно, что в 1961 — 1962 гг. в Северном Вьетнаме базировались внешне почти неотличимые советские Ли-2, которые летали на сброс грузов по ту сторону границы, зачастую встречаясь с американцами.

Затем в Южном Вьетнаме появились подразделения американского спецназа и части регулярной армии, американцы начали бомбить Северный Вьетнам, война распространилась на Лаос и Камбоджу. Максимальная численность «ограниченного контингента» доходила до полумиллиона человек. Всех их надо было кормить, одевать, вооружать. Участвовала в этом и транспортная авиация. Хотя в США к этому времени имелись более современные транспортные самолеты, в том числе и турбовинтовые, работа нашлась и для «старичков» С-47. Они возили людей и грузы, вели пропаганду через громкоговорители и путем сброса листовок, подсвечивали районы боевых действий осветительными ракетами.

Самолеты РЭБ вели поиск войск противника, помогали при поисково-спасательных операциях, выполняли функции летающих командных пунктов.

Разные варианты С-47 широко использовались американской, южновьетнамской, лаосской, камбоджийской и таиландской авиацией. Так, в апреле 1971 г. в ВВС Камбоджи насчитывалось 16 машин этого типа. В следующем году они получили еще дюжину: поровну от американцев и австралийцев.

Особенностью боевых действий в Индокитае в 1960 — 1970-х гг. стало применение «канонерок» АС-47. Как уже говорилось, именно там они проходили войсковые испытания. Первую эскадрилью АС-47 сформировали в начале 1965 г. К концу года в ее составе имелось 15 машин. До января 1966 г. она не несла потерь, усердно поливая вьетнамцев пулеметным огнем. Затем АС-47 отправили патрулировать «тропу Хо Ши Мина», идущую через Лаос. Ее защищали зенитные батареи и пулеметы. Тихоходные неуклюжие «дугласы» сразу продемонстрировали свою уязвимость: вьетнамцы один за другим сбили шесть АС-47. Вообще в условиях более-менее организованной ПВО «канонерки» быстро теряли эффективность. Так, в марте 1966 г. они пытались помочь удержать опорный пункт А-Шо, но огонь крупнокалиберных пулеметов стал фатальным для одного самолета и отогнал другой. Опорный пункт пал. Надо сказать, что из всех типов применявшихся в этой войне самолетов именно АС-47 имеют наименьшее число боевых вылетов на одну потерянную машину.

Две эскадрильи АС-47 воевали во Вьетнаме до ноября 1969 г., после чего еще исправные машины раздали союзникам.

ВВС Южного Вьетнама получили 18 самолетов, лаосские — 11. С лета 1971 г. в Камбодже имелись два АС-47, годом позже добавился еще один, потом еще три. 19 апреля 1974 г., когда «красные кхмеры» взяли Пномпень, им достались все шесть «ганшипов».

С-47 продолжали эксплуатироваться в американской авиации как «лошадки» в различных частях и соединениях до конца 1970-х гг.