О ТЕХНОЛОГИИ ОКРАСКИ

Окраска любых поверхностей заключается в нанесении последовательных слоев грунтовки, шпатлевки, лаков и эмалей. Их совокупность именуется системой покрытий. Необходимость в нескольких слоях обуславливается тем, что в одном материале невозможно сочетать все свойства, которыми должно обладать покрытие: высокую адгезию, хорошие защитБомбардировщик СБ в экспериментальном четырехцветном камуфляже, август 1940 г.

ные свойства, атмосферостойкость и высокие декоративные или маскировочные свойства. Количество слоев и используемые материалы зависят от типа окрашиваемой поверхности. Каждый слой наносится после высыхания предыдущего.

Перед началом Великой Отечественной войны существовали четыре системы покрытий — для ткани, фанеры (дерева) и два варианта для металла.

На тканевую обтяжку сначала наносили кистью четыре-пять слоев бесцветного аэролака. Это обеспечивало натяжку полотна, повышало его прочность, защищало от воды, бензина и масла и создавало более гладкую поверхность. Затем пульверизатором или кистью наносили промежуточный (грунтовочный) слой серебристого (алюминиевого) лака второго покрытия, защищавший от воздействия ультрафиолетовых лучей. После этого самолет при помощи пульверизатора в два слоя окрашивали аэролаком (или лаками) второго покрытия декоративных или маскирующих цветов.

На фанеру клали два слоя нитроклея, тонкий слой шпатлевки, еще один, жирный, слой нитроклея и приклеивали ткань. На нее наносили два слоя шпатлевки, слой алюминиевого аэролака второго покрытия и два слоя цветного аэролака согласно схеме окраски.

Для металлической обшивки на самолетах смешанной конструкции типовая система покрытий состояла из слоя лакомасляного фунта с горячей сушкой или глифталевого грунта и двух слоев цветных аэролаков второго покрытия.

На цельнометаллические самолеты наносили слой лакомасляного грунта, а затем кистью или пульверизатором один укрывистый и один отделочный слой масляной эмали.

Марки лакокрасочных материалов, а также количество слоев в ходе войны менялись.