ОБОЗНАЧЕНИЯ

До прихода Муссолини к власти итальянские военные самолеты несли опознавательные знаки того же типа, что и в других странах Антанты, на стороне которой страна участвовала в Первой мировой войне. На крыльях наносились кокарды с концентрическими кругами в цветах национального флага — зеленом, красном и белом, а вертикальное оперение украшали полосы тех же цветов. Наружные диаметры кругов кокарды относились друг к другу как 1:3:5. Муссолини в 1926 г. частично заменил старые знаки партийной фашистской символикой.

Итальянские опознавательные знаки в то время были трех видов. На крыльях и фюзеляже наносились фашистские эмблемы, а на вертикальное оперение — монархические (в Италии тогда правила Са-войская династия).

Знак для крыльев представлял собой три сильно стилизованные фасции. Фасции — это особое церемониальное оружие ликторов (почетных охранников консулов) в Древнем Риме. Оно представляет собой топор на длинной рукоятке, к которой лентами привязан пучок розог. Изображение трех черных фасций располагалось на белом круге, обведенном по краю тонкой черной линией. Знак всегда размещался так, что рукоятки топориков смотрели назад, а их лезвия — в сторону концов крыла. Поэтому знаки на левом и правом крыле выглядели зеркально по отношению друг к другу. Соотношения размеров отдельных элементов изображения и место расположения знака определялось инструкцией от 9 июля 1936 г.

Для одномоторных истребителей наружный диаметр знака равнялся 960 мм, его центр располагался в 720 мм от конца крыла, для самолетов побольше — соответственно 1200 мм и 1000 мм, для тяжелых бомбардировщиков, больших гидросамолетов и транспортных машин — 1800 мм и 2800 мм.

Существовали некоторые отклонения по размерам, но обычно диаметр составлял примерно 80% хорды крыла за вычетом рулевых поверхностей. У бипланов знак находился с обеих сторон на верхней поверхности верхнего крыла и нижней — нижнего. На верхнем крыле круг не должен был заходить на элерон.

С 1942 г. использовали также упрощенные варианты знака без белого поля. Их рисовали и на светлом фоне на нижней поверхности крыла, и на темном — на верхней. Для верхней поверхности при темной окраске (например, при «континентальной» схеме) иногда применяли «инвертированный» знак белого цвета.

На фюзеляже фашистская эмблема изображалась гораздо подробнее и красочнее. На небольшом круге рисовалась средняя часть фасции, где крепилось лезвие топора. Прутья были коричневые, лезвие топора — серебряным; тщательно выписывались ленты, опоясывающие розги, и даже львиная голова на вершине ручки топора. Все это располагалось на голубом фоне и окантовывалось тонкой черной окружностью. Размер был гораздо меньше, чем на крыльях. Этот знак печатался в типографии на клейкой бумаге. На заводе оборотную сторону смачивали водой и аккуратно разглаживали лист на борту. После высыхания эмблему покрывали бесцветным лаком. Встречался и несколько упрощенный вариант этого знака, без голубого фона.

Опознавательный знак размещали на обоих бортах немного впереди пилотской кабины или под ее остеклением. Поэтому на истребителях он был размещен примерно посередине фюзеляжа, а на бомбардировщиках — почти в самом его носу. На двухмоторных машинах, у которых мотогондолы при виде сбоку закрывали или почти закрывали переднюю часть фюзеляжа, знак выдвигали далеко вперед, к самому носу машины, или переносили на наружную сторону капота двигателя.

Размещение знака на капоте изредка практиковалось и на одномоторных истребителях, например, на Re 2000, а также на трехмоторных бомбардировщиках S.79 и Z.1007. Лезвие топорика всегда смотрело вперед, поэтому эмблему изготовляли в двух вариантах — левом и правом.

На вертикальное оперение наносили вертикальные полосы в цветах национального флага: зеленую, красную и белую. Порядок их размещения (спереди назад) всегда начинался с зеленой полосы. Белая полоса шла от носка руля направления, так что он делился пополам на белую и красную части. Поскольку все полосы имели равную ширину, то зеленая полоса захватывала часть киля. Встречались машины, на которых зеленое поле было шире остальных и захватывало весь киль до передней кромки. Иногда цветные полосы продолжались на верхней поверхности горизонтального оперения. При двухкилевом оперении цветные полосы располагались по обе стороны каждой килевой шайбы.

В верхней части белой полосы всегда находился герб Савойского дома (Stemma Sabaudo). Его размещали по оси белой полосы посередине между стабилизатором и верхней кромкой руля направления. Этот герб тоже выпускался в типографском виде в нескольких типоразмерах.

Первоначально он представлял собой красный щит с белым крестом и золотую корону над ним. Затем герб усложнили, добавив две фасции по бокам щита, золотую цепь вокруг и синюю ленту с девизом снизу.

Когда в июне 1940 г. Италия вступила в войну, трехцветные полосы на хвостовом оперении отменили. На руле направления стали изображать большой вертикальный белый-(bianco neve) крест (официально именовавшийся «отличительным знаком войны» — Distintivo de guer-га).

В точке пересечения полос располагался Савойский герб. Пропорции креста зависели от размеров и формы руля. На двухкилевых машинах крест наносился с обеих сторон килевых шайб. Иногда его горизонтальная перекладина перечеркивала все вертикальное оперение.

На гидросамолетах для повышения контрастности руль перекрашивали в более темный тон verde oliva scuro. На ночных бомбардировщиках, наоборот, стремились к снижению заметности. Поверх креста наносили пятна темной краски — пего, grigio azzuro scuro или verde oliva scuro, а иногда закрашивали крест вообще.

Трофейные французские и югославские самолеты, эксплуатировавшиеся в итальянских ВВС, обычно несли полагающиеся опознавательные знаки, за исключением Савойского герба на хвосте и красочной фашистской эмблемы на фюзеляже. Дело в том, что напечатанные в типографиях знаки поставлялись заводам и крупным ремонтным мастерским, но не поступали в строевые части. Машина, не проходившая через эту сеть, просто не могла их получить.

Санитарные и спасательные самолеты вместо стандартных опознавательных знаков на фюзеляже и крыльях несли изображения узкого красного креста на белом круге с красной окантовкой. Размеры кругов на крыле и их местоположение совпадали с предписанными для военных опознавательных знаков. Они дополнялись трехцветными (зеленый, белый, красный) полосами поперек крыла вблизи от законцовок. На фюзеляже знак был гораздо больше обычного и рисовался примерно посередине или ближе к хвосту. При этом иногда сохранялся стандартный маленький знак с фасцией у кабины.

На оперение наносили три цветных полосы с Савойским гербом.

В Испании итальянские летчики летали с опознавательными знаками авиации мятежников. Машины прибывали туда первоначально вообще без каких-либо обозначений. Уже на месте на хвостовую часть фюзеляжа истребителей нанесли две широкие черные полосы, вскоре дополненные косым черным крестом на руле направления (который иногда перекрашивали в белый цвет). Полосы просуществовали недолго, всего несколько месяцев. Их заменил новый опознавательный знак — черный круг. Он наносился на нижние крылья снизу (иногда с дополнением в виде двух узких черных полос поперек крыла), а также на фюзеляж на месте прежних полос. Иногда черные круги рисовали и сверху.

На камуфлированных самолетах на верхней поверхности верхнего крыла изображались диагональные белые кресты. Встречались машины, у которых с наружной стороны от крестов были видны две или три узкие черные полосы или черные же круги. Иногда на черный круг наносили диагональные белые кресты.

После свержения Муссолини с 25 июля 1943 г. фашистскую символику ликвидировали. Знаки на крыле и фюзеляже просто закрасили в тон имеющемуся камуфляжу. Остались только белые кресты на рулях направления, а иногда еще сохранялась наружная окантовка знаков на крыльях. В октябре того же года были приняты новые опознавательные знаки. Точнее, знаки были старые — вернулись к кокардам периода Первой мировой войны. Цвета остались прежними (rosso, bianco neve, verde) и пропорции кругов тоже. Они располагались так же, как у английских самолетов, — на крыльях сверху и снизу и по бортам фюзеляжа в его хвостовой части.

На машинах английского и американского производства их просто рисовали поверх старых знаков, сохраняя и размеры, и местоположение. У «аэрокобр» при этом сохранялись окантованные синим белые полосы американских эмблем. В это же время ликвидировали белые кресты на оперении.

На севере Италии после раскола страны первоначально установился оккупационный режим. Немцы захватили все аэродромы и авиазаводы с находившейся там техникой. Все обозначения на самолетах спешно перекрасили. Машины получили полный комплект опознавательных знаков Люфтваффе: кресты на крыльях сверху и снизу и свастику на киле. В таком облике летали самолеты тех подразделений итальянских ВВС, которые остались на стороне немцев.

Лишь после официального создания ANR в январе 1944 г. были узаконены новые опознавательные знаки, соединившие национальную и фашистскую символику. На крыльях изображался знак в виде двух стилизованных фасций (отличавшихся по форме от использовавшихся ранее), повернутых относительно друг друга на 180°. Одно древко было направлено вперед по полету, другое — назад. Фасции находились внутри квадрата с окантовкой. Существовало несколько вариантов нового знака. Фасции и окантовка могли быть черными или белыми. В одних случаях черный рисунок накладывался на белый фон внутри квадрата, в других фоном служила камуфляжная окраска. Знак «черным по белому» мог размещаться и на верхней, и на нижней поверхностях крыла. То же самое касалось черного знака без белого фона. Но белые знаки, появившиеся на месяц раньше черных, использовали практически только сверху.

На фюзеляже изображался весьма своеобразный знак в виде флажка с соотношением сторон 2:1.

Это был итальянский флаг с тремя цветными вертикальными полосами равной ширины — зеленой, белой и красной. Но с трех сторон его окружала зубчатая окантовка желтого цвета, делавшая его похожим на почтовую марку. С четвертой стороны (вдоль зеленой полосы) кант был прямым, как будто там флажок должны были прикреплять к древку. Знаки выполнялись различными (зеркальными) для левого и правого борта. Зеленая полоса и ровный кант всегда были обращены к носу самолета.

«Флажок» наносили с обеих сторон в задней части фюзеляжа, за задней кромкой крыла или ближе к хвосту. Размеры его, по-видимому, инструкциями не оговаривались. Фотографии показывают очень большой разброс по габаритам знаков. Такую же эмблему, но значительно меньшего размера, изображали на киле с обеих сторон.

Самолеты ANR, действовавшие за пределами Италии, обычно летали с немецкими опознавательными знаками, а их национальную принадлежность показывал небольшой «флажок» в передней части фюзеляжа, возле кабины. В конце войны и на итальянской территории истребители Bf 109G и Bf 109K несли комбинацию немецких и итальянских знаков. Обычно на крыльях сохранялись кресты Люфтваффе, а на фюзеляже и киле располагались «флажки» ANR. Но встречались и истребители, у которых кресты имелись и на фюзеляже. В этом случае «флажок» перемещали вперед, к кабине пилота.