ОБОЗНАЧЕНИЯ, ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Со времен Гражданской войны опознавательным знаком советских военных самолетов являлась красная пятиконечная звезда. Во второй половине 1930-х гг. места нанесения звезд стандартизовали: на обеих плоскостях крыльев сверху и снизу и на двух сторонах фюзеляжа. Для опознавательных знаков использовался аэролак АН Кр. по нитропокрытию или эмаль А-13 — по слою масляной эмали. Звезды имели черную окантовку. Но в частях продолжали встречаться самолеты, на которых звезды имели не только окантовку, но и уже отмененную вписанную черную окружность.

Перед самым началом Великой Отечественной войны расположение звезд изменили. С верхних поверхностей крыльев их перенесли на киль, оставив, как и раньше, на фюзеляже и нижних поверхностях крыльев. Вместе с введением зелено-черного камуфляжа это мера улучшала маскировку самолетов. Впрочем, согласно «Инструкции по маскирующей окраске самолетов ВВС Красной Армии» от 20 июня 1941 г., звезды на фюзеляже отсутствовали. Такая четырехпо-зиционная схема встречается на некоторых фотографиях, но широкого применения она не нашла. Стандартным стал вариант с шестью позициями.

Отдельный вопрос — об окантовках звезд. В инструкции 1941 г. они изображены без окантовок, однако и упоминания об отмене черного канта тоже нет. Вероятно, это обстоятельство позволяло наносить звезды как с окантовками (завод № 153), так и без них (завод № 292).

Но не так просто было удовлетворить всем требованиям ВВС: черно-зеленый камуфляж показался летчикам мало эффективным, а опознавательные знаки — недостаточно заметными.

По приказу от 3 сентября 1943 г. «Об улучшении видимости опознавательных знаков на самолетах ВВС КА» звезды стали рисовать с двумя окантовками: белой — шириной 5 см и красной — 1 см. Хотя и до этого вокруг звезд кое-где наносили белую кайму. После 1943 г. ни сами звезды, ни их расположение существенно не менялись до 1955 г.

Не бывает правил без исключений. Так, для ЛаГГ-3 и Як-3 завода №31 характерна звезда на киле уменьшенного размера. Иногда в строевых частях вместо белой краски звезды окантовывали алюминиевой или желтой. Согласно уже упоминавшемуся приказу НКАП и командующего ВВС от 15 марта 1944 г., на УТ-2 заводов № 116 и № 168 следовало наносить звезды с черной окантовкой. Переход на такие знаки был установлен для завода №168 — с 1 мая, №116 — с 1 июня 1944 г.

Во время войны ВВС передали часть самолетов гражданского флота. До этого они имели опознавательные знаки, состоявшие из надписи «СССР», литеры предприятия или организации владельца-и знака данного воздушного судна, состоявшего из арабских цифр. Такие знаки (например, СССР-Л804) наносились на верхней и нижней поверхностях крыла и на бортах фюзеляжа. После передачи в ВВС многие самолеты ГВФ получили довольно любопытные обозначения, скомбинированные из военных и гражданских. На фюзеляже вместо надписи «СССР» наносили красную звезду; цифровой номер, иногда вместе с литерой, оставлялся. Цифровая часть при этом становилась бортовым номером самолета.

На машинах французских и польских частей, воевавших на стороне СССР, кроме красных звезд, изображались национальные эмблемы.

Размер их был значительно меньше советских знаков. Таким образом, французская кокарда и польская «шаховница» в лучшем случае играли роль тактических обозначений.