ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Истребитель «Дракен» по праву можно считать одним из самых оригинальных реактивных истребителей второго поколения, появившегося к середине 1950-х гг. Наиболее близкими к нему, с учетом назначения и дальнейшей модернизации, можно считать французский «Мираж» III, первый полет которого состоялся в 1956 г., американский F-104 «Стар-файтер» (1954 г.) и советский МиГ-21 (1955 г.). Эти самолеты по своим конструктивным решениям достаточно резко отличались друг от друга. Наиболее схожи между собой по общей аэродинамической компоновке «бесхвостки» — «Мираж» и «Дракен».

Среди всех них «Дракен» выделялся применением крыла типа «двойная дельта» с развитой корневой частью, предвосхитившим все последующие самолеты, выполненные по интегральной схеме; использованием на достаточно больших сверхзвуковых скоростях нерегулируемых воздухозаборников; достаточно плотной компоновкой планера различными системами и оборудованием. Конструкторы обеспечили ему хорошие взлетно-посадочные данные в сочетании с неплохими летными характеристиками на основных режимах полета. В чем-то J35 уступал своим соперникам, в чем-то выигрывал, но в целом долго оставался достойным соперником в небе.

В базовую конструкцию «Дракена» был заложен высокий модернизационный и модификационный потенциал, который шведские конструкторы успешно использовали. Прочность планера позволила самолетам даже первых модификаций активно нести службу по нескольку десятков лет. Истребитель последовательно насыщался современным оборудованием и вооружением, долго оставаясь на уровне предъявлявшихся к нему требований.

Фирме SAAB удалось успешно решить проблему увязки своего самолета с национальной системой ПВО. Достижением шведов можно считать и создание истребителя с достаточно высоким экспортным потенциалом в условиях жесткой конкуренции со стороны американской, французской и советской авиапромышленности.

Можно сказать, что шведским авиаконструкторам удалось создать, причем опираясь как на собственные оригинальные разработки, так и зарубежный опыт, первоклассный для своего времени истребитель, которым они по праву могли гордиться. Традиция, начавшаяся с «Туннана» и «Лансена», была достойно продолжена «Дракеном», которому, в свою очередь, наследовали «Вигген» и «Грипен». Последний из них занял экологическую нишу «Дракена», но уже среди истребителей четвертого поколения.