ОБЩАЯ ОЦЕНКА

ДИ-6 надо оценивать двояко—как двухместный истребитель и как штурмовик. Поскольку основной функцией для самолета являлась первая, с нее и начнем. К моменту появления первого опытного образца ДИ-6 двухместные истребители состояли на вооружении ВВС Великобритании и Франции. У англичан это был Хоукер «Демон», созданный в конце 1930 г. на базе быстроходного бомбардировщика «Харт» и представлявший собой цельнометаллический самолет с широким применением полотняной обтяжки. Кабины были открытыми, шасси не убиралось. Машина оснащалась 12-цилиндровым мотором водяного охлаждения «Кест-рел» IIS. Вооружение складывалось из двух неподвижных 7,69-мм пулеметов для стрельбы вперед и одного такого же на кольцевой турели в задней кабине. Первую малую серию «демонов», предназначенную для войсковых испытаний, выпустили в 1931 г., а массовое производство велось в 1933 —1936 гг. Последние серии отличались более мощными двигателями «Кестрел» VDR и экранированной турелью с гидроприводом в задней кабине.

Во Франции в 1934—1935 гг. переделали в ночные истребители 40 разведчиков Мюро (ANF) 113R2, получив в результате модификации Мюро 113CN2. Цельнометаллический моноплан-парасоль оснащался 12-цилиндровым мотором водяного охлаждения Испа-но-Сюиза 12Ybrs. «Мюро» вооружался двумя 7,5-мм пулеметами спереди и двумя—сзади; один стоял сверху на турели, второй стрелял вниз через люк. Специфику ночного применения отражала установка небольшого прожектора. По скорости и «Демон», и Мюро 113 существенно уступали ДИ-6, но их оборонительное вооружение было эффективнее, особенно стрелковая установка с гидроприводом на английской машине, обеспечивавшая практически круговой обстрел во всем диапазоне скоростей.

Оба типа самолетов сняли с вооружения в 1937—1939 гг.

Ближе всего к ДИ-6 по концепции находился американский палубный двухместный истребитель Грумман G-23.

Он был спроектирован в 1930—1931 гг. и тоже представлял собой биплан с убирающимся шасси. Но «американец» имел цельнометаллическую конструкцию с обтяжкой полотном, колеса у него убирались не в крыло, а в фюзеляж, кабина выполнялась полностью закрытой. Этот самолет выпускался серийно в 1933 —1934 гг. в вариантах FF-1 (истребитель) и SF-1 (истребитель-разведчик). Вооружение—четыре 7,62-мм пулемета: два спереди и два на турели сзади. В 1937 г. производство сухопутного варианта этой машины наладили в Канаде под названием GE-23 «Гоблин». Машины канадского выпуска состояли на вооружении в самой Канаде, Никарагуа и Испании. В последней «гоблины» участвовали в гражданской войне в рядах республиканской авиации. Исходно бомбовая нагрузка на самолете не предусматривалось, но республиканцы оборудовали машины держателями для мелких бомб.

В Канаде самолет сняли с вооружения в 1941 г., в Испании они служили еще год-два. «Гоблин» уступал ДИ-6 по всем летным данным, кроме дальности. Углы обстрела из задней установки были ограничены, но секундный залп был больше, чем у ДИ-6, за счет наличия второго пулемета.

Последним двухместным истребителем, с которым следует сравнить ДИ-6, является американский самолет Север-ски 2РА «Конвой файтер». Несмотря на то, что его создавали примерно в одно время с ДИ-6, это была машина другого поколения. Моноплан очень чистых форм; только металл—никакого дерева и полотна. Шасси убиралось, кабина закрывалась обильно остекленным фонарем. Вооружение было немного мощнее, чем на ДИ-6,—на американском самолете один из неподвижных пулеметов был крупнокалиберным.

В 1937—1938 гг. этот истребитель сопровождения испы-тывался в ОЭЛИД ЦАГИ и НИИ ВВС. Он превосходил ДИ-6 по всем показателям. Однако погоня за хорошей аэродинамикой тоже сказалась на ограниченной подвижности заднего пулемета.

Самолет 2РА планировали выпускать по лицензии на советских заводах, но позже от этого решения отказались. Авиационный корпус армии США эти машины закупать не стал. Партию 2РА в 1938 г. продали в Японию, где их приняли на вооружение под названием «тип 98». Эти самолеты применялись японцами во время войны в Китае.

Общий вывод—когда ДИ-6 только появился, он вполне отвечал уровню мировых достижений. Советский двухместный истребитель получился не хуже западных. Но стремительное развитие техники не позволило ему соперничать с машинами, созданными немного позже. Появились скоростные двухмоторные бомбардировщики типа нашего СБ или английского «Бленхейма», а вместе с ними—истребители-монопланы «новой волны». ДИ-6 смог бы вести с ними только оборонительный бой на горизонталях.

К тому же сама концепция одномоторного двухместного истребителя устарела. Один двигатель не позволял достаточно тяжелой машине достичь высоких летных данных. Практически все последующие тяжелые многоместные истребители делались двухмоторными. Исключение составляли только английские «Рок» и «Дифайэнт», не имевшие большого успеха.

Теперь об использовании ДИ-6 в качестве штурмовика. Он должен был сменить в частях ВВС РККА тихоходные бипланы Р-5Ш и ССС. Да, новый самолет был быстрее и маневреннее, но боевая эффективность штурмовика определяется не этим.

Для работы над полем боя он должен нести большое количество боеприпасов малого калибра. ДИ-бш мог взять максимально десять бомб по 10 кг—совсем немного по сравнению с упомянутыми старыми бипланами. Так, у Р-5Ш на наружных балках с многозамковыми держателями подвешивалось до 40 тех же АО-10. При этом он сохранял возможность нести бомбы большего калибра—до 100 кг. Выпущенный позже ССС имел внутренние кассеты, на 20 бомб по 8—10 кг. Вдобавок на подкрыльных замках он мог нести разнообразные боеприпасы, в том числе кассетные («ротативно-рас-сеивающие») бомбы; общий вес бомбовой нагрузки у него доходил до 500 кг. Американский штурмовик Нортроп 2ED, приобретенный для изучения в СССР в 1936 г., тоже имел общую бомбовую нагрузку в 500 кг. На многочисленных держателях под центропланом могло подвешиваться большое количество бомб калибром от 5 до 100 кг.

Большая роль в 1930-х гг. отводилась возможности обстрела наземных целей мощным пулеметным огнем. Здесь ДИ-6 был на уровне других машин своего класса. Р-5Ш был вооружен таким же комплектом из четырех ПВ-1. На ССС тоже стояли четыре неподвижных пулемета, но секундный залп получился вдвое больше за счет того, что скорострельность у пулемета ШКАС вдвое выше, чем у ПВ-1. И у «нортропа» в крыле монтировались четыре пулемета калибра 7,62 мм.

Отличительной особенностью советских штурмовиков всегда была способность нести химическое вооружение. Если на Западе делали упор на химические бомбы, то на всех отечественных машинах предусматривалась возможность подвески выливных приборов.

ДИ-6 брал пару ВАП-6, но их емкость и расход были так малы, что позволяли нанести удар с предельно малой высоты только по небольшой группе пехоты или кавалерии. Причем это давало лишь весьма кратковременный эффект из-за малой концентрации отравляющего вещества. Р-5Ш и ССС несли по четыре больших по объему ВАП-4, позволявших атаковать, например, колонны на дорогах.

В связи со своей низкой эффективностью ДИ-6 так и не смог вытеснить Р-5Ш и ССС и эксплуатировался параллельно с ними, пока и те, и другие в конце 1930-х гг. не были заменены И-15бис.