ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Штурмовик А-10А для американской авиапромышленности машина совершенно нетипичная. Скорее такой самолет мог бы родиться в стенах отечественного ОКБ: технологичный в производстве, переразмеренный, излишне прочный, с достаточно простым бортовым оборудованием. А-10А до сих пор стоит особняком в ряду американских реактивных боевых самолетов. Таковых не было, и вряд ли в обозримом будущем появятся. О высокой живучести этой машины неоднократно говорилось выше. Его разнообразная боевая нагрузка заслуживает самой высокой похвалы. Вообще, «Хог» являет собой тот редкий случай, когда очень нелегко найти концептуальные недостатки. Идеально выполненный по грамотно составленному заданию заказ! Тем не менее конструкторы «Хога» не безгрешны. Что странно, оба главных недостатка самолета лежат на поверхности: отсутствие двухместного варианта и нежелание как заказчика, так и разработчика установить на борт инерци-альную навигационную систему. Будучи в некоторой степени осведомленным о системе эксплуатации авиационной техники в ВВС России, просто не могу представить, каким образом организован процесс восстановления пилотов А-1ОА. На чем их вывозят после длительного перерыва в полетах? Сами американцы неоднократно отмечали непригодность для подготовки летчиков-штурмовиков УТС Т-28 -разные скорости, разные высоты, если угодно, разная философия полета. Как бы то ни было, но ВВС США отказались от двухместного А-10В, который фирма предлагала не только как ночную машину, но и как обычную спарку. Второй же недостаток со временем исправили.

Изначально ИНС стала жертвой экономии, но уже первый опыт эксплуатации штурмовиков наглядно продемонстрировал ущербность его навигационных средств. Ныне все А-1 ОА оборудованы инерциаль-ными навигационными системами.

Во всем мире у штурмовика А-10А есть единственный аналог — наш Су-25. Обе машины — удачные, обе -дневные. В чем-то Су-25 превосходит А-1 ОА, в чем-то ему уступает.

Однако концептуально эти самолеты имеют большие отличия. Су-25 более традиционен по своей компоновке, меньше по размерам и имеет меньший полетный вес. Мощность же двигателей у обоих штурмовиков одинаковая. Отсюда -большая тяговооруженность отечественной машины. Это отразилось в летных данных: у Су-25 скорость немного выше, разбег короче. Однако отметьте — масса пустого самолета у обоих штурмовиков практически одинакова. У «американца» боевая нагрузка почти вдвое выше; не в последнюю очередь этому способствует большая площадь крыла.

Совершенно разный подход у конструкторов А-10А и Су-25 был и к вооружению. У американцев главное оружие -пушка. По некоторым целям ее применение вполне оправданно, по некоторым -нет; в любом случае американский самолет «тащит» две тонны груза. Наиболее эффективное оружие на наружной подвеске — УР «Мэйверию>, поскольку А-10А не имеет полноценной прицельной системы для работы свободнопадающи-ми бомбами.

Именно пушка стала препятствием для экспортных поставок А-10А, в то время как Су-25 продавался в страны Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

На Су-25 пушка ГШ-30 — второстепенна, боезапас ее не сравним с тем, что несет американская машина.

Зато с самого начала советский штурмовик получил пилотажно-навигационный комплекс КН-2З-1 и прицельный комплекс, взятый с истребителя-бомбардировщика Су-17М2. В сумме они позволяют с высокой точностью выйти на цель и по разить ее свободнопадающими бомбами или управляемыми ракетами.

Правда, преимущества, которыми обладал Су-25, постепенно утрачиваются. «Тандерболт» постоянно совершенствуется. Наш штурмовик тоже потихоньку меняется, но Су-З9 выпустили всего дюжину, причем еще до распада СССр глубина же модернизации Су-25СМ меньше, чем у А-1 0С. А главное — «хоги» модернизируются «пачками», а наши «грачи»-поштучно.