ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Судьба распорядилась так, чтобы именно Ju 88A оказался первым самолётом Люфтваффе, сбитым 16 октября 1939 г. над Великобританией. Немецкую машину пилотировал командир единственной в то время группы «восемьдесят восьмых» (I/KG 30) капитан Поле. Что и говорить, начало боевой карьеры новейшего германского бомбардировщика оказалось не слишком удачным. Однако впоследствии англичане смогли не раз убедиться в высоких боевых качествах Ju 88A.

По сравнению с двухмоторными самолётами «Уитли», «Албемарль», «Бленхейм», «Веллингтон» и «Хэмпден», имевшимися в то время на вооружении британского Бомбардировочного командования, германский бомбардировщик выглядел, несомненно, более современной и удачной машиной прежде всего потому, что немецким конструкторам удалось найти более «правильное» соотношение основных технических данных. Бесспорно превосходя такой архаизм, как «Уитли», по скорости полёта, скороподъёмности и потолку, «юнкере» практически не уступал ему ни по максимальной бомбовой нагрузке, ни по дальности. «Албемарль» с его максимальной скоростью 426 км/ч получился перетяжелённым, из-за чего имел неважную скороподъёмность и смехотворную для машины с взлётной массой 12 — 14 т бомбовую нагрузку в 1360 кг. «Бленхейм» был гораздо легче «восемьдесят восьмого», а «Веллингтон» заметно тяжелее его, что не позволяет корректно сравнивать эти машины с Ju 88A.

Вероятно, в начале Второй мировой войны ближе других к немецкой машине из перечисленных «англичан» по комплексу лётно-технических характеристик можно считать бомбардировщик «Хэмпден».

Всё же и он был гораздо легче оппонента, поэтому по массе нормальной бомбовой нагрузки и мощи оборонительного вооружения Ju 88A обладал несомненными преимуществами. При сравнимой максимальной дальности полёта из-за малоудачной аэродинамики фюзеляжа и недостаточно мощных двигателей «Хэмпден» имел меньшую, чем у «юн-керса», максимальную скорость. По воспоминаниям советских лётчиков, летавших на этом «чемодане», живучесть английской машины оценивалась невысоко.

При всей несхожести концепций двухмоторных бомбардировщиков в Германии и Великобритании реальным ответом на Ju 88A стал бомбардировщик (и многоцелевой самолёт, столь же многоликий, как «восемьдесят восьмой») Де Хевилленд «Москито». Созданный позднее, чем Ju 88A, он превосходил «немца» по скорости более чем на 100 км/ч, но первое время был способен нести только ограниченный бомбовый груз, не превышавший 907 кг. По дальности полёта обе машины были сопоставимы, а по маневренности «Москито» бесспорно обладал преимуществом благодаря мощным двигателям «Мерлин» и прекрасным аэродинамическим формам. Во второй половине войны, когда немецкие истребители заметно прибавили в скорости и мощи вооружения, отсутствие оборонительного вооружения на «Москито»-бомбардировщиках стало их всё более заметной слабостью. Впрочем, более совершенные истребители получила в своё распоряжение и англо-американская авиация, поэтому Ju 88A также стал постепенно сдавать позиции в качестве бомбардировщика, но оставался «рабочей лошадкой» в разведывательной и ночной истребительной авиации вплоть до последних дней боёв.

Отыскивая аналог «восемьдесят восьмого» во французских ВВС, следует, бесспорно, обратить внимание на LeO 45.

Этот бомбардировщик был способен нести до двух тонн бомб, имел довольно высокую максимальную скорость — 480 км/ч и мощное оборонительное вооружение, включавшее подвижную 20-мм пушку «Испано» на верхней турельной установке. Как и английские двухмоторные машины, LeO 45 не был приспособлен для выпопнения бомбометания с пикирования. К тому же начало его серийного производства сильно запоздало, и осенью 1939 г. в строй успели вступить всего пять бомбардировщиков этого типа.

Средние бомбардировщики США в начальный период войны были представлены лёгкой машиной Дуглас А~20 «Хэ-вок» (взлётная масса примерно 10 т) с максимальной скоростью полёта около 550 км/ч и предельной бомбовой нагрузкой, немного превышавшей тонну, а также двумя более тяжёлыми самолётами — Норт Америкэн В-25 «Митчелл» (взлётная масса более 12 т) и Мартин В-26 «Мародер» (взлётная масса более 15 т), которые можно считать в известной мере аналогами Ju 88A. Пикировать ни один из названных американских бомбардировщиков не мог, зато в отличие от «немца» «Митчелл» и «Мародер» с самого начала боевой карьеры несли исключительно мощное оборонительное вооружение, порой состоявшее из 11 — 12 крупнокалиберных пулемётов. Благодаря совершенным звездообразным двигателям «американцы» превосходили бомбардировочный вариант Ju 88 по максимальной скорости, но уступали по потолку и максимальной дальности полёта. Максимальная бомбовая нагрузка «Мародера» была весьма приличной — 1820 кг, однако обычно они брали на борт всего по шесть пятисотфунтовых бомб (1360 кг).

Важным достоинством указанных американских бомбардировщиков являлось наличие в составе экипажа двух пилотов, что сильно облегчало осуществление полётов на большую дальность.

Следует отметить, что В-25 — самый массовый двухмоторный бомбардировщик союзников, а В-26 на последнем этапе боёв зарекомендован себя как наименее уязвимый американский бомбардировщик. Впрочем, этот титул он заслужил уже после того, как американские истребители стали господствовать в воздухе, по крайней мере, в тактической зоне боевых действий.

Еспи сравнивать Ju 88A с основным советским пикировщиком Великой Отечественной войны — самолётом Пе-2, то выводы получаются неднозначные, в основном из-за большого (почти в полтора раза) различия в максимальной взлётной массе машин. «Пешка», несомненно, обладала преимуществами в отношении скорости, манёвренности и скороподъёмности, но уступала «юнкерсу» по дальности полёта и бомбовой нагрузке. Оборонительное вооружение Пе-2 в верхней полусфере можно считать более эффективным, а в нижней — уступающим по эффективности пулемётной установке Bola 39. Более точным аналогом Ju 88A в СССР следует считать, конечно же, фронтовой бомбардировщик Ту-2. При приблизительно одинаковой с «юнкерсом» попётной массе Ту-2 был способен нести 2 т бомб, он превосходил немецкого оппонента по скорости на 80 — 90 км/ч, имел более эффективное оборонительное вооружение, но уступал по дальности попета. Кроме того, из-за недостаточной усталостной прочности конструкции «тушек» бомбометание с пикирования не прижипось.

Массовое производство Ту-2С началось только в 1944 г., на завершающем этапе войны.

К этому времени и сами немцы ощутили, что их основной двухмоторный бомбардировщик стал отставать от аналогичных машин противника, и, что ещё хуже, — он стап практически неприменим в дневных условиях подобно тому, как это произош-ло с советскими бомбардировщиками СБ и ДБ-ЗФ двумя годами раньше. Машина, планировавшаяся на замену «восемьдесят восьмому» — бомбардировщик Ju 288 — не удалась германским конструкторам, a Ju 188 оказался всего лишь полумерой. В этих условиях руководство Люфтваффе обратило взоры к реактивным бомбардировщикам, но ни времени, ни ресурсов у Германии уже не осталось…